Знаменский собор в Великом Новгороде и его первый благотворитель — боярин Феликс Давыдович (часть1)

«

Церковь Знамения на Ильине улице: “Тщание Филискова Давыдовицева”.


../imageproc/file.asp?FileID=741



Все материалы по истории этой церкви в конце 19в. скрупулезно собраны и объединены в книгу учителем новгородской мужской гимназии г-ном П.Тихомировым. Поэтому далее я просто приведу вторую, “историческую” главу из его труда “Историческое описание Новгородского Знаменского собора” (Новгород, 1889г.).


“…Построение храма в честь чуд. иконы Знамения и последующая его судьба.


Протекло около двух столетий после чудеснаго спасения Новгорода от нашествия многочисленной Суздальской рати, и чудотворная Икона Знамения Божией Матери все еще находилась в Спасской церкви. Наконец в 1327 (6835) г., с благословения Владыки Моисея, Новгородцы сначала устроили на Десятине монастырь и храм в честь Рождества Богородицы (1 Новгор. лет. под 6835г. стр. 74), близ того самаго места, на котором совершилось чудесное спасение града в 1170 году; а спустя 39 лет после сего построен был особенный храм и для чудотворной Иконы, чему предшествовали, а с тем вместе были, кажется, и побудительною причиною к построению храма след. обстоятельства: Спасская церковь, из которой, по откровению, была износима на городские забрала в 1170г. Икона Богоматери и в которой находилась она после чуда в течение 185 лет, неоднократно была опустошаема пожарами. Так, в 1329 (6837) г. сильный ложар, опустошив улицы Ильину и Лубяницу, истребил наряду с другими зданиями и церковь св. Спаса (1 Новгор.лет. под 6837 г. стр.75), при чем икона Богоматери чудесно была сохранена ни мало неповрежденною. Прошло 11 лет и Спасская церковь, вероятно, возобновленная или вновь построенная, сгорела во второй раз в 1340 (6848) г. Этот пожар, по замечанию летописца, истребил весь Великий Новгород по обе стороны; одних деревянных церквей сгорело 48, да каменных пало три; в том числе, говорит он, “погоре Спас на Ильине и Знамение Богородицы” (Полн. собр. Русск. лет. т. III лод 6848г. Здесь упоминается об истреблении пожаром и церкви Знамения. Но вероятно, — это был придел в честь Знамения Б. М. при Спасской церкви, пристроенный, может быть, при возобновлении ея лосле пожара в 1329г.; потому что отдельнаго храма Знамения в то время еще не существовало; да и в других летописях, при описании этого пожара, ничего не говорится об истреблении церкви Знамения, напр., в I т. на стр. 79 и 80; во II т. стр. 131 и в IVт. стр. 54), но чуд. икона и в этот раз чудесно спасена от огня и осталась без малейших признаков повреждения, хотя, по словам летописца, погорели и иконы в церквах. О поновлении Спасской церкви и после этого пожара не упоминается, но вероятно, она сразу же была исправлена, потому что икона Богоматери оставалась в ней еще в продолжении 14 лет. Но вот наступил замечательный в летописях Новгорода 1353 г. Давно уже перст Божий тяготел над соседственною России Скандинавией, Германиею, Черногориею, Грузиею и Армениею; а в 1352 г. губительная болезнь, известная под именем черной смерти, свирепствовала на Дону и в Астрахани; в том же году она проникла во Псков и, опустошив его, посетила Новгород, где с 15 Августа 1352г. до Пасхи следующаго 1353г. свирепствовала с ужасающею силою (Новгор. 1 лет. под 6860г.; см. Истор. Госуд. Росс. Кар. т. 1V стр.271 и 272 по втор. изд. Псковск. лет. изд. Погодина 1837г. стр. 29 — 31). В эту-то тяжелую годину гнева небеснаго бедствующие Новгородцы во множестве притекали с молитвою к Чуд. Иконе Знамения в Спасскую церковь и, как гласит предание, многие, зараженные смертоносною язвою, мгновенно исцелялись от единаго токмо прикосновения к Божественному лику. (Достоверность этого предания подтверждается многими чудесами от Иконы Богоматери, бывшими задолго прежде и спустя много лет после 1353 г. Кроме того оно подтверждается и тем еще, что во время мора, бывшаго в 1562г., Новгородцы, прося Владыку Пимена заложить Собор и вседневную службу в церкви Спаса, говорили, что в той церкви находилась древняя чуд.Икона, которая напред сего много раз спасала град от многих зол и чрез этот подвиг по Бозе и в честь Иконы Преблагословенной Девы они и теперь надеются избавиться от гибели. И надежда их не обманула. Сведения об этом хранятся в церкви Спаса на особом листе, написанныя полууставом).


Тогда граждане Новгорода, движимые усердием и верою к милосердой Заступнице и скорой Помощнице, исполненные благоговения и благодарности к Ней за неизреченныя милости и прекращение язвы, сряду же, как только оправились от первых впечатлений ужасов смерти, поспешили соорудить особенный каменный храм для пребывания Пречистаго Лика Богоматери (Что действительно чудесныя знамения от иконы Божией Матери в 1353 г. и прекращение язвы было важным побуждением к построению особеннаго каменнаго храма, для пребывания лика Богоматери, то это объясняется тем именно, что год построения его совпадает со временем прекращения губительной болезни; а это, без сомнения, произошло не случайно).


И такое благочестивое усердие их, как дело благоугодное самой Царице небесной, ознаменовалось тогда же новым необычайным знамением. Ибо, когда “по повелению Владыки Моисея и всего Новгородскаго сонмища людей, поставлена была каменная церковь знамения на Ильине улице”, тогда, говорит летописец, “молитвами Пресвятыя Богородицы, велие чудо сотворися в Великом Новеграде, что Новгородские людие рыбу руками имаша у брега, сколько кому надобно” (Новг. III и 1У лет. под 6862г. сн. Супрасльск. рук. стр. 75; лет. по Никон. спис. ч. III стр.204). Таким образом частию пожары в 1329 и 1340 годах, которыми была опустошаема Спасская церковь, частию вера и усердие Новгородцев к чудотворной иконе, а всего более на-конец новыя чудесныя знамения от иконы Богоматери служили побуждением к построению Знаменскаго Собора в 1354 году. В летописях о лостроении храма Знамения залисано кратко, напр.: в Новг. 1 лет. сказано только, что “в лето 6863-е, поставлена бысть церковь каменна на Ильине улице”, в Новг. же III лет. говорится несколько подробнее: “По преславном чудеси, замечает летописец, пребысть пречестный Знамения пресвятыя Богородицы чудотворный образъ в церкви Всемилостиваго Спаса 186 летъ. В лето же 6862 (1354) изволением Божиим и Пречистыя Его Матере, нецыи христолюбивии людие, ненасыщаемым желанием одержимы и велиею верою влекомы к чудотворному Пречистыя Богородицы образу, вожделеша убо, небесные кровы и будущее блаженство молитвами Ея наследовати, и подвигшеся и многа имения своя истощивше, поставиша церковь каменную, на воспоминание преславнаго чудеси, во имя пресвятыя Богородицы честнаго Ея Знамения, на той же Ильине улице и близ тое же святыя церкви святаго Спаса и всяческими церковными добротами и благолепно украсиша” (Полн. собр. Русс.лет. т.III, Новгор. третья лет. стр.275). Потом спустя девять лет после построения, т. е. в 1363г., усердием граждан церковь украшена была настенным писанием (Истор.опис.святыни Новгород., издан. в 1847г. стр.37), и уже тогда чуд. икона окончательно была перенесена от Спаса в новосозданный храм с особенным торжеством. Здесь приводим и самое описание этого торжества. “В лето 6871-е, а от поставления церкве св.Богородицы в десятое, при Великом Князе Новгородском Димитрии Константиновиче и при Архиепископе Богоспасаемых градов великаго Новаграда и Пскова Владыце Моисее, жителие тое Ильины улицы повелеша св. церковь подписати стенным написанием. Егда же совершиша стенное написание, тогда освященный собор, вшедше во св.церковь Всемилостиваго Спаса, идеже чудотворный образ Пресвятыя Богородицы стояше, сотвориша тамо молебное пение пред чудотворным Ея образом. По совершению молебнаго пения, приступиша пред икону Богоматере и поклонишеся, якоже лепо бе, и вземше честный образ Ея с пением и песньми, со свещами и кандилы, кадяще благовонными ароматы и ударяюще в кумганы, понесоша из церкве Всемилостиваго Спаса в новосозданную церковь Ея. Собравшееся все народное множество на пренесение честнаго образа Ея, от радости многи слезы изливаху и друг друга угнетаху, хотяще понести святый образ Ея. Внесше во святую церковь, поставиша на уготованном тамо месте одесную страну святых царских дверей, идеже и до ныне стоит, благодатью Христовою всеми правоверными христианы видима и покланяема, точаще неизреченныя чудеса всем приходящим с верою и до сего дне” (Повесть о росписании Собора и торжественном перенесении в него иконы Знамения напечатана в Новг.Губерн.Вед. за 1859г. в №49).


../imageproc/file.asp?FileID=747


Печать Феликса (Давыдовича) Овинова, бывшего уличанским старостой  во время построения Знаменского собора на Ильине улице и руководившего постройкой и росписью храма.


../imageproc/file.asp?FileID=749


Вид Ильинского раскопа, производ. на месте усадьбы наместника Феликса на Ильине улице (Фото 1965г.)


Так основан храм в честь иконы Знамения в Х1Y столетии. С тех пор и доныне он непрерывно существует, хотя и не был изъят из общей плачевной участи Новгорода, который часто был опустошаем пожарами и войною. В 1388 (6896) г. сделавшийся в Новгороде сильный пожар истребил всю торговую — Знаменскую сторону, все церкви и народу 75 человек; тогда наряду с другими церквами огорел и соборный храм Знамения (Новгор. третья лет. стр.232), чрез 34 года после построения. Скоро-ли и кем он был возобновлен, неизвестно. После этого был сильный пожар на торговой стороне в 1418 году, опустошивший Славянский и Плотницкий концы до Федоровскаго ручья и второй в 1508 году 20 октября, истребивший всю торговую сторону. Этот последий был так ужасен, что архиепископ Серапион со крестами и чудотв.иконами выходил к Чудному кресту на Волховской мост для богомолебствия о прекращении гнева Божия (Новгор. третья лет. стр.244 и 245 под 7016г.). При перечислении погоревших храмов в два последние пожара о Знаменском соборе не упоминается; но вероятно и он более или менее страдал в оба раза, что, без сомнения, и было поводом к перестройки его впоследствии, и именно: в 1527г. при преосвященном архиепископе Макарии 1, бывшем потом всероссийским митрополитом, собор был перестроен и в следующем 1528 году в 20 день октября освящен самим владыкою (Соф.Времен., ч. 2 стр. 362; Новг.Губ. Вед. за 1845 год часть неоффиц. стр.110); после чего упоминаются бывшие в нем приделы: первый — во имя св. Ап.Иакова Алфеова (Прибавл. к историч. Разговор. о древн. Новгор. стр. 87), а другой — во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородскаго (Рукоп.Уст. Новг. Соф.Соб. под 6 числ. сентября л.22), послужившаго чудеси Богоматери.


Под 1541г. в летописи упоминается еще о поставлении на Ильине улице деревянной — наземной церкви „Знамение святое (Новгор. втор. лет. стр. 150), при том-же архиепископе, Макарии. Но летописец, сказав, как-бы мимоходом, об этой деревянной временной церкви, ничего не говорит о случае и необходимости ея построения; также и о дальнейшем ея существовании ничего неизвестно, да и о самом построении упоминается в одной лишь 2 летописи. Заметим только, что построение этой деревянной — наземной церкви Знамения совпадает со временем пожара, опустошившаго Славно (т. е. юговосточный угол Славянскаго конца) до белаго костра, при чем обгорело церквей 22 и засыпалось 2.


Слишком полтораста лет простоял храм Знамения, перестроенный архиепископом Макарием, и в этот период времени ему пришлось испытать тоже, что испытали все Новгородские храмы и св.обители от казней Иоанна Васильевича IV и от нашествия Шведов. Подозревая Новгородцев в измене, Иоанн в 1570 году окружил Новгород войском; осудил на гибель и город и всех людей для него ненавистных. По его повелению опричники казнили свящеинников и иноков; Новгородцев бросали с моста в р.Волхов, домы и лавки жгли. Говорят, неистовство исполнителей воли разгневаннаго Государя доходило до того, что дворецкий и царский духовник взяли даже из церкви св.Софии чудотворныя Корсунския иконы, ризы и колокола; и не было ни одного храма, ни одной св.обители внутри и за чертою города, которые бы не пострадали от грабежа и неистовства царской опрични (Смотр.описание казней в Новгор. трет. лет. стр. 254—262; Русск. Истор. Кар. т.IX стр.85).

»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *