Где твои корни? Пособие по составлению родословной (ч7)

«Оригинал этого материала
&copy Copyright 1997, 1998 БГПУ,
WebMaster

Глава III. СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ

1. Составление восходящего древа.

а) С чего начать.


Вы поставили перед собой задачу: составить родословие своей семьи. Заполнив свое восходящее древо, вы будете знать, что вам уже известно и что предстоит узнать. Вам лучше начать с самого себя. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем — о более ранних поколениях.

б) Какие документы использовать.


Ищите информацию сначала дома — в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.


Используйте официальные документы.


Свидетельство о рождении даст знание о времени и месте рождения, имена и отчества родителей, их фамилию.


Свидетельство о браке даст сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, датах рождения супругов (это особенно важно при отсутствии свидетельства о рождении).


Свидетельство о расторжении брака — о дате расторжения брака (в загсе, а не суде), месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов.


Свидетельство о смерти сообщит о времени, месте и ее причине.


Паспорт помимо некоторых указанных здесь сведений укажет места жительства владельца документа, сведения о супруге, детях (их именах и датах рождения). Еще паспорт имеет одну или несколько фотографий владельца, может содержать иные сведения (о группе крови, об обмене денег).


Трудовая книжка даст сведения о всех местах работы и занимаемых должностях, образовании…


Данные о профессии, образовании, званиях и наградах предков могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах, орденских книжках. Для мужчин (и части женщин) универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения (и даже указание роста, веса, размера головы и обуви).


Перечисленных документов семейного архива будет достаточно для составления таблицы до 4-5 колена.


Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, истинное отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды.


Для бесед с родственниками приготовьте вопросник, с помощью которого легко направлять разговор, не потерять нить беседы. В его основе можно использовать
пункты карточки.

Естественно, что эти сведения поместятся только в родословной росписи, поэтому начинайте вести ее одновременно с составлением таблицы. Если вы всерьез увлечетесь генеалогией, то для продолжения ваших исследований вам потребуются более серьезные, архивные, изыскания. Подробно о том в каких архивах и что искать вы можете узнать из журнала «»Родина»» N2 за 1991 год.

2. Составление нисходящего древа.

На следующем этапе своих исследований попробуйте составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии). Методы сбора информации — прежние: семейный архив и устные беседы. Так же вы можете отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им.


Завершением нисходящей таблицы будете вы, ваши родные и двоюродные братья и сестры, а так же другие родственники о существовании которых вы, возможно, и не подозревали! Они окажутся проживающими и рядом с вами, и в других городах, и на другом конце страны.


Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, о которых вы узнаете, неизмеримо возрастет. И среди них, наверняка, окажутся интересные люди, знаменитые личности. Попробуйте, и вы убедитесь в этом.

3. Рекомендации по хранению материалов.

Хранить собранные выписки, документы, документы семейного архива следует по нескольким простым правилам:


  • хранить в развернутом виде (для предупреждения потертостей в местах сгибов)

  • большеформатные и ценные документы и редкие фотографии размещать в отдельных конвертах

  • весь материал следует сгруппировать в папках по темам, авторам, адресатам и хронологии.



Далее (Заключение)


В оглавление


»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *