РУССКО-СКАНДИНАВСКИЕ СВЯЗИ СЕРЕДИНЫ IX — СЕРЕДИНЫ XI ВВ (ч1)

«

Оригинал этого материала: www.uiro.narod.ru
Автор: Ю. В. Коновалов



РУССКО-СКАНДИНАВСКИЕ СВЯЗИ
СЕРЕДИНЫ IX — СЕРЕДИНЫ XI ВВ.

Предлагаемая статья — развитие темы древнерусской княжеской генеалогии, начатой в исследовании «»Русский княжеский дом в середине Х века»»1.


Цель настоящего исследования — попытаться проследить родовые связи скандинавов, биографии которых так или иначе касались русских земель, и выяснить, были их связи с Русью исторической случайностью или частью каких-то традиционных славянско-скандинавских взаимоотношений.


«»РУССКИЕ»» СКАНДИНАВЫ

Источники донесли несколько десятков имен скандинавов, чья деятельность была связана с русскими землями. Ниже важнейшие из них перечислены в хронологическом порядке.

Рюрик — кн. Ладоги с 862 г., Новгорода — с 864 г., умер в 879 г.2.

Трувор — брат Рюрика. Кн. Изборска с 862 г., умер в 864 г.3.

Синеус — брат Рюрика. Кн. Белоозера с 862 г., умер в 864 г.4.

Олег — брат Ефанды, жены Рюрика, «»вуй»» (дядя по матери) Игоря. Кн. Новгорода с 879 г., Киева — с 882 г., умер в 912 г.5. По «»Иоакимовскому летописцу»» (далее — ИЛ), приведенному В. Н. Татищевым, — «»князь урманский»»6.

Аскольд — кн. Киева, убит Олегом в 882 г. Происхождение неизвестно. ПВЛ считает его дружинником Рюрика7, В. Н. Татищев — сыном8.

Хрольв Регнвальдсон (Пешеход) — знатный норвежец, действовавший какое-то время на Руси9. Герцог Нормандии 911 г. — 927 г.10.

Игорь — сын Рюрика, кн. Киева с 912 г.11, убит в 945 г.12.

Ольга — кнг. Киева с 945 г. по 963 г., умерла в 969 г.13. Племянница Игоря, последняя скандинавка на киевском княжении14.

Игорь Младший — «»нетии»» (племянник) Игоря15. Брат Ольги. Упоминается в 944 г. Княжил, по-видимому, в Ладоге и Новгороде16.

Акун — «»нетии»» (племянник)17, вероятно двоюродный18, Игоря. Упоминается в 944 г.

Улеб (Ульв) — назван в ИЛ «»братом»» Святослава19. Сын Игоря Младшего, кн. Новгорода и Ладоги. Упоминается в 944 г.20. Убит в 970 г.21.

Слуды — упомянут в 944 г.22. Возможно, второй сын Игоря Младшего23.

Асмунд — упомянут в 945 г. Воевода княгини Ольги, «»кормилец»» Святослава24.

Свенельд (Стейнкель) — князь уличей и древлян25. Погиб в Болгарии в 971 г.26. Сын Акуна27.

Икмор — брат Свенельда28. Погиб в Болгарии в 971 г.29.

Рогволод — кн. Полоцка. Прибыл на Русь «»изъ замория»»30. Убит в 980 г.31 (или 970 г.32). Отец Рогнеды, жены князя Владимира Святославича и предок по женской линии всех русских князей династии «»Рюриковичей»». Происхождение неизвестно.

Туры — кн. Турова. В ПВЛ упомянут наряду с Рогволодом Полоцким33. Происхождение неизвестно.

Лют (Льот) — сын Свенельда. Убит в 977 г.34. Возможно, князь уличей35.

Олав Трюггвасон — из семьи норвежских Инглингов, король Норвегии 995 — 1000 гг.36. Детство и юность провел в Стране Эстов (шесть лет)37 и на Руси (девять лет)38.

Сигурд Эйриксон — норвежец из Опростадира. Дядя Олава Трюггвасона по матери. Служил русским князьям39.

Лодин из Вика — норвежец. Отчим Олава Трюггвасона. Совершал поездки в восточную Прибалтику40.

Эймунд Хрингсон — норвежский принц. Служил Ярославу Мудрому во время борьбы за княжение в Киеве (в 1019 — 1024 гг.)41.

Рагнар Агнарсон — норвежский принц. Действовал вместе с предыдущим42.

Регнвальд Ульвсон — ярл Вестерготланда43, с 1019 г. — ярл (посадник) Ладоги44. По всей вероятности, сын Улеба (Ульва), «»брата»» Святослава45.

Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда46. По скандинавским источникам, Эйлив — ярл в Ладоге после смерти отца47. Улеб упомянут в летописи под 1032 г. как воевода новгородцев48.

Олав Харальдссон (Толстый, он же — Святой) — норвежский король 1015 — 1028 гг.49. После потери престола совершил поездку на Русь50.

Магнус Олавсон (Добрый) — сын Олава Харальдсона. Воспитывался на Руси51. Король Норвегии 1035 — 1047 гг.52.

Харальд Сигурдарсон (Суровый) — норвежский принц. Служил на Руси и в Византии. Женат на русской княжне53. Король Норвегии 1046 — 1066 гг.54.

Регнвальд Скуларсон — из семьи оркнейских ярлов. Служил киевскому князю вместе с Харальдом Суровым55. Ярл Оркнейский 1038 — 1046 гг.56.

Якун Слепой — служил Ярославу Мудрому57. Происхождение неизвестно.

Шимон Африканович — племянник Якуна Слепого. Изгнан из своих владений в Скандинавии. Служил русским князьям. Традиционно считается предком семьи московских тысяцких XIV века58.

А также группа персонажей «»Саги о Хальвдане Эйстейнсоне»»59, действие которой относят к XI веку60:

Хергейр — конунг Ладоги. Происхождение неизвестно.

Исгерда — его жена, дочь Хледвера, конунга из Гаутланда.

Ингигерда — их дочь.

Скули — ярл Алаборга, приемный отец Ингигерды. Происхождение неизвестно.

Эйстейн — норвежский конунг, потерявший свои владения. Убив Хергейра и женившись на Исгерде, стал конунгом Ладоги.

Хальвдан — сын Эйстейна. Конунг Ладоги, Алаборга и Бьярмаланда.

Ульфкелль — приемный сын Эйстейна. Женился на Ингигерде, дочери Хергейра и был ярлом в Алаборге.

Ульф — брат Ульфкелля. Женат на дочери конунга Бьярмаланда.

Сигмунд — брат королевы Исгерды.

Кроме вышеперечисленных, еще несколько десятков имен, в основном в текстах договоров с Византией, о конкретной деятельности и происхождении которых нет никаких известий61.

Из приведенного списка часть лиц объединяется в семью Рюрика, происхождение которой является предметом длительной дискуссии62. При этом родство Трувора и Синеуса с Рюриком, как и само их существование, исследованиями подвергается сомнению63. Остальные «»русские»» скандинавы действовали на Руси в качестве дружинников князя. Исключения — Аскольд, Олег и Рогволод Полоцкий.

Обращает на себя внимание присутствие на Руси большого количества норвежской знати. Шесть принцев — потомков Харальда Прекрасноволосого, четверо из которых были королями Норвегии. Один из оркнейских ярлов. А также некий конунг Эйстейн — персонаж «»Саги о Хальвдане Эйстейнсоне»».

Попробуем проанализировать имеющуюся в источниках информацию о лицах из вышеприведенного списка.


РЮРИК И ГОСТОМЫСЛ

Личности Рюрика посвящена обширная литература, центральной темой которой является проблема его тождественности с Рориком Фрисландским. При этом мнения исследователей диаметрально противоположны — от безусловной идентичности этих лиц64 до полного отрицания возможности какой-либо связи между ними65. Анализ длительной дискуссии вокруг Рюрика не входит в задачу данного исследования. Ограничимся признанием факта его появления в Ладоге, потом в Новгороде и полным отсутствием информации о его происхождении по линии отца. Но имеются некоторые сведения о его происхождении по матери от Гостомысла. Последний, по закрепившемуся в историографии мнению, — новгородский князь или старейшина66. Так ли это?

Во многих летописных сводах XV века имеется краткое известие: «»И посадиша стареишину Гостомысла»»67, восходящее к «»Полихрону»» 1418 г. В «»Полихрон»» же, по мнению Д. С. Лихачева, было включено определенное количество сведений из устной традиции68. К последним относится и сообщение о Гостомысле. Единственным источником, дающим более развернутую информацию не только о Гостомысле, но и о его роде, является приведенная В. Н. Татищевым запись в ИЛ69. Разберем данные этого источника.

В начальной части ИЛ идет перечисление предков Гостомысла, причем фигурируют исключительно персонажи-эпонимы: Славен, его брат Скиф, сын Славена Бастарн70. Центром владений этого рода назван Великий град. «»По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал (снова эпоним. — Ю. К.), владая славянами, ходя всюду… возвратился во град Великий»»71. Обращает внимание образованность составителя сказания — ему известны не только скифы и вандалы, но и бастарны.

Далее названы вассалы и свойственники Вандала — Гардорик и Гунигар72. Здесь эпонимы даны в типично средневековой скандинавской форме. Сравните в «»Саге о Боси»»: Худингьярики и Хольмгардарики73. Но это свидетельствует о заимствовании этого текста из какого-то скандинавского источника. Кроме того, бросается в глаза, что эпоним Руси — Гардорик74, — даже не член рода Гостомысла, а всего-лишь «»свойственник»». Вандал «»имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята… Каждому из них построи по единому граду… сам пребывал во Велице граде лета много и в старости глубоце умре, а по себе Избору град Великий и братию его во власть предаст. Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир прият власть всей земли»»75. Здесь впервые появляются персонажи — не эпонимы. Заключительная же фраза приведенного отрывка почти дословно повторяет сказание о Рюрике, Синеусе и Труворе76. Упомянут даже княжеский город Трувора — Изборск, правда в форме личного имени. Центр владений предков Гостомысла по-прежнему именуется Великим градом.

«»По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире. Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден бысть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластнии пребываху, и тамо, пребывая умре. Варяги же, абие пришедше град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на словяне, русь и чудь. Люди же, терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Велице граде»»77. В этом отрывке впервые упоминается «»русь»», но сами события совершенно не приложимы к территории Древней Руси. Буривой завоевывает Бярмию (снова скандинавское название!), но теряет при этом свои наследственные земли — все тот-же Великий град. Спасается вместе с подвластными князьями на каком-то острове, где имеется укрепленный город. На Руси, расположенной в глубине материка, такого «»укрепрайона»» просто не могло быть. Для освобождения родного Великого града от Буривоя не потребовалось никаких усилий — делегация жителей пригласила его сына на княжение. То есть со стороны варягов имел место кратковременный набег, после чего они сами ушли. Следовательно, все события, описанные в приведенном отрывке, происходили где-то на морском побережье или в непосредственной близости от него.

«»Гостомысл имел четыре сына и три дсчери. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, а не остася ни единому им сына, а дсчери выданы быша суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людям о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии…»»78. В сказании появляется очередное скандинавское название — Колмогард. Причем ясно видно, что к родному княжеству Гостомысла — Великому граду, Колмогард (так в скандинавских источниках именуется Новгород) отношения не имеет. Ему пришлось добираться туда. Цель путешествия — вопросить тамошних вещунов о наследнике. Не удовлетворившись ответом («»не ят сему веры»»), он посылает «»в Зимеголы к весчунам вопросити, и ти реша, яко имать наследовати от своих ему»». Далее Гостомысл «»виде сон, яко из чрева средние дсчери его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий (не Колмогард!)…»»79. Из приведенного отрывка можно сделать вывод, что с Русью у Гостомысла были какие-то религиозные связи (как и с Зимеголой), но ни в коем случае не политические.

Далее текст ИЛ близок к ПВЛ.

Итак, в приведенном Татищевым источнике ничто не указывает на то, что речь в нем идет о какой-либо территории древней Руси. Более того, есть прямые свидетельства определенной дистанции «»Великого града»» с русскими землями. Гардорик (эпоним Руси) назван всего-лишь «»свойственником»» династии Гостомысла. Колмогард (Хольмгард — Новгород) также находился за пределами владений Гостомысла. Где же правили предки Рюрика по матери?

Имена, приведенные в сказании о роде Гостомысла не имеют аналогов в русской княжеской семье. Окончание «»-вой»» не характерно для Руси, но хорошо известно у западных славян. Борживой (видимо как раз Буривой) — чешское княжеское имя80, Мщивой — бодричское и поморское81. Окончание «»-мысл»» также не встречается у русских князей, кроме прозвища Ярослава Галицкого — Осмомысл82, который, кстати, и правил в самом западном из русских княжеств. В то же время у западных славян оно встречается: Пржемысл — у чехов83, Земомысл — у поляков84, Добомысл — у бодричей85, Драгомысл и Людомысл — у хорватов86. Имя дочери Гостомысла — Умила, вероятнее всего, искаженное «»Людмила»» — тоже западно-славянское (чешское) имя87.

События, описываемые в ИЛ, происходят где-то на морском побережье. Гостомысл известен из немецких анналов как князь полабских славян, погибший в 844 году88. Центром одного из объединений полабских племен — бодричей — являлся Велиград (вблизи Ростокской бухты, переименован немцами в Мекленбург)89. Таким образом, есть все основания считать, что речь в ИЛ идет не о Руси, а о бодричах, или более широко — о западно-славянских землях по южным берегам Балтийского моря.

В этом случае становятся понятными события конфликта Буривоя с варягами. Видимо, будучи призванным на помощь населением одного из славянских островов (Руяны или Волина), он оставил свою столицу — Великий град — без защиты, чем и воспользовались скандинавы. Буривой же вынужден был отсидеться на острове.

Понятным становится и упоминание «»Вандала»» в качестве одного из предков Гостомысла — вандалы до их смещения к границам Римской империи обитали где-то недалеко от районов проживания прибалтийских славян90.

Названия этносов и территорий в рассматриваемом источнике даны в скандинавской форме. Видимо, перед нами западно-славянская родословная легенда, занесенная на Русь скандинавами, и здесь отредактированная в соответствии с русским летописанием (перечни племен).

Гостомысл, умерший в 844 г., хронологически вполне может быть дедом Рюрику, активная деятельность которого по ПВЛ начинается в 862 г.91. Вероятность брачных союзов со скандинавами гораздо выше у бодричских или руянских славян, живших в непосредственной близости от Дании (Зеландии), Ютландии, Сконе, чем у новгородских. Обращает внимание фраза Иоакимовской летописи о дочерях Гостомысла: «»…выданы быша суседним князем в жены»». То есть семью Рюрика искать нужно недалеко от Мекленбурга.


ОТЕЦ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

В статье «»Русский княжеский дом в середине Х века»» была предложена версия происхождения княгини Ольги из семьи Рюрика. Точнее — от неизвестного по русским источникам брата князя Игоря92. Возможно ли установить его имя?

Князь Игорь, очевидно, не имел детей. В самом конце жизни его наследником являлся Святослав93, которому на момент смерти Игоря было восемнадцать лет94. До Святослава вторым лицом на Руси мог являться только его дед — младший брат Игоря, умерший, судя по всему, незадолго до 944 г. В противном случае Святослав к моменту смерти деда был бы еще недостаточно взрослым и вторым лицом в династии стал бы его «»вуй»» (дядя по матери) — Игорь Младший. И скорее всего, он и наследовал бы киевское княжение.

Уделом отца Ольги и Игоря Младшего была северная часть Руси — Новгород с Ладогой95.

Обращает внимание чередование имени Олег (Хельги) в русской княжеской семье. Это — первое скандинавское имя, известное среди потомков Володислава — родоначальника славянской ветви династии96. Так звали одного из его внуков. Заметим, что имя Игорь появляется на два поколения позже, что также косвенно свидетельствует о том, что Игорь не был прямым предком потомков Ольги. Но и Олег, «»вуй»» Игоря, не был их родоначальником. Остается предположить, что это имя носил отец Ольги и Игоря Младшего. То есть он был назван в честь дяди по матери, а в его честь, в свою очередь, назвали одного из его правнуков. Примеров подобного присвоения имен можно найти множество. Да и Ольга — не что иное, как женская форма того же имени. ИЛ прямо указывает на это97. Константин Багрянородный, современник Ольги, донес до нас ее имя в форме Эльга98. Здесь трудно предположить какое-либо скандинавское имя кроме Хельги. Именование дочери созвучно отцу (или внучки созвучно деду) хоть и не часто, но встречается в скандинавских семьях интересующего нас периода: Гаутхильд, дочь Альгаута, сына Гаутрека99; Сельвейг, дочь Хальвдана, сына Сельви100; Альвхильд, дочь Альварика101. В русских семьях практиковалось именование женщин не именем, а отчеством — Малуша, дочь Малка102. Евфросиния, жена Игоря Святославича воспета в «»Cлове о полку Игореве как «»Ярославна»»103 (она — дочь Ярослава Осмомысла). Таким образом, учитывая чередование имен в русской династии в Х веке, весьма вероятно, что отца княгини Ольги звали Олег (Хельги).

Иностранные источники сохранили отрывочные сведения, которые можно соотнести с Олегом, братом князя Игоря. Это известный из еврейско-хазарской переписки некий «»вождь русов Х-л-гу»», захвативший в 30-х гг. Х в. город Самкерц (Тмутаракань)104. Из источников известно, что военные предприятия Руси такого масштаба в Х веке возглавлялись исключительно князьями. Следовательно, если во главе дружин стоял не сам князь Игорь, то должен был быть кто-то из его ближайших родственников.

Некий Олег также известен из чешских источников. В 940 г. он возглавил восстание мораван против венгров. Источник считает его сыном киевского князя Олега105. Вряд ли это возможно. Во-первых, почему он не унаследовал княжества отца? Трудно представить, что за 30 лет правления Олега Старшего в Киеве он не сумел бы обеспечить киевский стол за своим сыном, если бы таковой имелся. Во-вторых, и на Руси, и в Скандинавии избегали давать сыновьям имя отца. Из двадцати сыновей норвежского короля Харальда Прекрасноволосого ни одного не звали Харальдом106. Среди двенадцати сыновей Владимира Святославича — ни одного Владимира107. Вообще, первый известный русский князь, одноименный со своим отцом, — Мстислав Мстиславич Удалой, родился в конце XII века108. Наличие одинаковых имен свидетельствовало о родстве, но не об отцовстве.

Если же допустить, что в Моравии действовал Олег Рюрикович, то становятся объяснимыми многие сомнительные моменты русской истории. Потомки Олега Младшего — его дочь Ольга и ее племянник Улеб (Ульв) были, в отличие от других членов русского княжеского дома, христианами109. Можно предположить принадлежность к христианству и их общего предка — Олега Младшего. Чешский источник прямо называет его христианином и даже сообщает его крестильное имя — Александр110. Собственно, восстание мораван, крещеных еще в середине IX в.111, не смог бы возглавить князь-язычник. Видимо, Олег крестился в Моравии. Согласно исследованиям А. Г. Кузьмина, до 988 г. на Руси было распространено христианство именно моравского (кирилло-мефодиевского) толка112.

Далее вспомним женитьбу сына Ольги — Святослава на некой Предславе. По В. Н. Татищеву она — венгерская княжна113. Она же упомянута в договоре с греками 944 г.114. Сын Предславы — Ярополк считался старше своих сводных братьев Владимира и Олега, рожденных Малушей, древлянской княжной115. Следовательно, Предслава была не менее знатного происхождения, чем Малуша. То есть, она наверняка была княжной, но вряд ли венгерской. Имя для венгерки маловероятное. Скорее выражение «»венгерская княжна»» надо понимать как «»княжна из Венгрии»». Моравия же, как известно, с 906/08 г. по 955 г. находилась под властью венгров116. Видимо, после поражения моравского восстания, вместе с Олегом Младшим, вернувшимся на Русь, пришли уцелевшие члены моравской княжеской семьи. А также, естественно, какое-то количество менее знатных участников восстания.

Появление на Руси моравских дружинников могло усилить «»славянскую партию»», консолидация которой была достигнута путем брака Святослава и Предславы. По всей видимости, давление славянской части дружины и вынудило Игоря Старшего после смерти Олега Младшего назначить своим преемником Святослава.

Таким образом, личность отца княгини Ольги приобретает некоторые исторические контуры. Он родился, если доверять хронологии Татищева, после 875 г. (дата рождения Игоря Старшего)117, но не позже 880 г. (в 879 г. умер его отец Рюрик118). Уделом его с 912 г. были Новгород и Ладога. До самой своей смерти (незадолго до 944 г.) был вторым лицом в княжеской династии Руси и наследником киевского княжения. Возглавлял в 930-х гг., поход к Тмутаракани, закончившийся взятием последней. Что же касается его участия в моравских событиях, то это могло произойти не в 940 г., а гораздо раньше. К 940 г. он уже давно был наследником своего бездетного брата и, вряд ли, ожидая стола в Киеве, ему был резон ввязываться в моравско-венгерские проблемы. Скорее это имело место вскоре после смерти Олега Старшего (912), когда, с одной стороны, еще нельзя было предполагать отсутствия наследников у Игоря, с другой — память о недавнем величии Моравии была достаточно свежа (распад Великоморавской державы начался в 895, падение произошло в 906/07 г.)119. Если приведенная чешским источником дата его смерти (967)120 связана с началом восстания в Моравии (940), то есть отстоит от него на 27 лет, то учитывая его смерть в начале 40-х гг. Х в., моравское восстание с участием Олега Младшего надо датировать около 915 г.


РЕГНВАЛЬД — ЯРЛ ВЕСТЕРГОТЛАНДА И ЛАДОГИ

По списку, приведенному в начале статьи, — все «»русские»» скандинавы, чье происхождение обозначено в источниках, были норвежцами. В то же время ничего не известно о выходцах из Швеции или Дании. Единственное исключение — Регнвальд Ульвсон, ярл Вестерготланда (в Швеции), ставший в 1019 г. ярлом (посадником) Ладоги.

Но, с одной стороны, есть все основания считать Регнвальда потомком князей (конунгов) Ладоги121, с другой — два брака с норвежками122. Последнее, весьма вероятно, свидетельствует о его традиционных родовых связях с Норвегией. Но что позволило Регнвальду — малолетнему беглецу из Ладоги, занять столь заметное положение в Швеции? Намек на прояснение этого обстоятельства содержится в информации о родственных связях матери Регнвальда — Сфандры. В «»Круге Земном»» (далее — КЗ) родичем и воспитателем Регнвальда назван Торгнюр Торгнюрсон, потомственный лагман Тиундаланда (по северным берегам озера Меларен)123. Родство это не могло быть по мужской линии, так как воспитатель должен был быть более низкого рода, чем его воспитанник, о чем не раз сообщают скандинавские источники124. Да и положение Регнвальда и Торгнюра свидетельствует о неравенстве их происхождения — ярл и лагман.

«»Сага об Эймунде»» указывает на родство Регнвальда Ульвсона со шведской принцессой Ингигердой, сообщая, что их матери были сестрами125. Последнее вряд ли возможно, так как Ингигерда родилась около 1000 г., а Регнвальд не позднее 970 г., когда погиб его отец. В 1032 г. сын Регнвальда — Улеб был достаточно многоопытным чтобы возглавлять новгородскую дружину126. Но отрицать родство Ингигерды с Регнвальдом нельзя, особенно если принять во внимание участие Ингигерды в судьбе Регнвальда127. Регнвальд правил в Вестерготланде. Вестерготландкой была и бабушка Ингигерды — королева Сигрида Гордая (дочь Скеглара Тости). Это следует из того, что именно там выделил ей удел ее муж — шведский конунг Эйрик128. Скорее всего, именно Сигрида была какой-то близкой родственницей (сестрой?) матери Регнвальда. С семьей лагмана Торгнюра его родство, следовательно, было более отдаленным (см. таблицу 1).





Видимо, Регнвальд был ставленником богатых родов Тиундаланда и Вестерготланда, с которыми он состоял в родстве через свою мать, и которым происхождение не позволяло самим занимать положение ярла. Пронорвежская политика ярла Регнвальда достаточно ясно зафиксирована в КЗ129.

Брак отца Регнвальда — Ульва (Улеба) с вестерготландкой, притом не самого знатного происхождения, может свидетельствовать о каких-то интересах княжеской династии Руси в этом регионе.


РУССКО-НОРВЕЖСКИЕ РОДОВЫЕ СВЯЗИ

Из всех «»русских»» норвежцев наиболее полно источниками освещены обстоятельства жизни Олава Трюггвасона, норвежского короля в 995 — 1000 гг. Он — сын Трюггви Олавсона, норвежского конунга (внука Харальда Прекрасноволосого) и Астрид, дочери Эйрика Бьодоскалли из Опростадира130. В «»Саге об Олаве Трюггвасоне»» достаточно подробно приведены сведения о периодах его жизни (даты по исландским анналам131).

Родился в год смерти отца (968) и первый год жизни укрывался матерью на каком-то лесном озере и у деда Эйрика в Опростадире132.

Следующие два года (969 — 971) провел с матерью у Хакона Старого в Швеции133. После этого мать Олава пыталась укрыться с сыном на Оркнейских островах134.

Следующие шесть лет (971 — 977) — в рабстве в Стране Эстов, где оказался в результате неудачного путешествия на Русь135.

Будучи выкупленным у эстов своим дядей по матери — Сигурдом136, следующие девять лет (977 — 986) живет на Руси у Вальдамара конунга137.

Следующие три года (986 — 989) — у своей первой жены Гейры, дочери конунга Бурислава в Стране Вендов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *