Ты можешь все ?..

На Киевской студии научно-популярных фильмов была снята новая лента "СЕМЬ ШАГОВ ЗА ГОРИЗОНТ" (автор сценария Е. ЗАГДАНСКИЙ, научный консультант член-корреспондент АПН СССР А.ПЕТРОВСКИЙ, режиссер Ф.СОБОЛЕВ, главный оператор Л. ПРЕДКИН, звукооператор Л. МОРОЗ, редактор Ю. АЛИКОВ,' директор С. ОРЛОВСКИЙ), повествующая о скрытых возможностях человеческого мозга. Корреспондент журнала побывал на просмотре этого увлекательного фильма и вкратце записал его основные эпизоды. Заметки корреспондента комментирует по нашей просьбе молодой ученый Валерий СКУРЛАТОВ.

Назад

На протяжении столетий человечество со жгучим любопытством присматривается к таинственным проявлениям человеческой психики. Люди, читающие мысли на расстоянии, феноменальные счетчики, вдохновенные импровизаторы, гипнотизеры самим своим существованием разве' не свидетельствуют о том, что человеческий мозг таит в себе колоссальный запас нераскрытых возможностей, которые можно расширить и усилить. Перед нами удивительные факты:

1. Ассистенты преподавателя психологии Н.Свининой различают буквы рукой.

2. Невероятно, но факт! Ассистенты доцента А.Новомейского читают рукой текст в закрытых кассетах.

3. Преподаватель Горьковского политехнического института П.Шелушков задумался. Секунда, две - и корень 77-й степени из 20-значного числа извлечен.

4. Перед мысленным взором гроссмейстера М.Таля десять шахматных позиций.

5. Врач-гипнолог В.Райков с "Рафаэлем" и "Репиным".

6. Преподаватель Горьковского института иностранных языков Б.Дрожжин водит машину буквально с закрытыми глазами.

7. Фельшеру А.Смогулу подсказывают тему для его новой импровизации.

Назад


I. Они проваливаются. Горят. Тонут. Тонут, обремененные грузом информации, вопреки закону Архимеда, так и не ощутив той силы, которая должна бы вытолкнуть хотя бы на спасительный уровень "тройки". Невезучие абитуриенты, запечатленные скрытой камерой в разных институтах Киева, задают провокационные вопросы: "Разве все выучишь?!", "Я знал. Но ведь каждый может забыть, правда?" Они утверждают: "Нельзя требовать от человека невозможного!", "Очень трудно. Ведь такие нагрузки!"

А быть может, прав этот юноша? Какова предельная емкость нашей памяти? Есть ли у человека резервы, которые можно было бы использовать, воспринимая самые разнообразные сведения? Каковы творческие возможности человека? На все эти вопросы и попытались ответить авторы фильма "Семь шагов за горизонт".

Назад


II. - Кто любит устный счет, прошу подойти ко мне. - Преподаватель Горьковского политехнического института И. Шелушков предлагает храбрецу из зала высчитать сумму цифр, которые он будет называть одну за другой. - 3, 5, 7, 2, 7, 9, 1, 4. Хватит? Сколько?

Испытуемый явно тянет время:

- Что - сколько? Ах, сумма... Кажется, 20.

- Неважно. Давайте попробую я.

С верхних рядов летят произносимые скороговоркой цифры. Записать - получилась бы цепочка строки на полторы. Едва прозвучала последняя - Шелушков называет сумму. Сначала - удивленное "правильно", а потом - аплодисменты. Снизу, слева счетчика обстреливают заданиями. И снова "верно", "правильно".

А потом начинаются настоящие чудеса. Шелушков внимательно выслушивает довольно длинное незнакомое стихотворение и говорит, сколько в тексте печатных знаков. Задание усложняется: нужно назвать 132-ю по счету букву в другом стихотворении. Феноменальный счетчик выполняет и эту просьбу.

Затем одаренный юноша извлекает корни третьей и четвертой степеней из чисел, которые ему называют. Тем временем, пока с блеском решается одна задача за другой, кто-то из добровольных ассистентов тщательно записывает на большой доске 20-значное число. Шелушков извлекает из него корень 77-й степени. На эту операцию ушло меньше минуты - ровно столько, сколько нужно для того, чтобы прочитать несколько строк, которые заняли цифры.

И наконец, опыт, вызвавший у всей переполненной молодежью аудитории восторженное недоумение. За спиной счетчика устанавливается шесть вращающихся досок. На них числа, из которых надо извлечь корни 3 - 4-й степени. Шелушков дает команду. Доски бешено завертелись. Только тогда юноша обернулся к ним и... один за другим назвал шесть правильных ответов!

Назад


III. В лаборатории одного из уральских институтов полутьма. Луч света, пройдя сквозь фильтр, закрепленный на вращающемся диске, падает на ладонь девушки. Лицо испытуемой не видно. Она сидит за большим светонепроницаемым экраном.

- Красный, - уверенно говорит девушка.

Доцент Я. Фишелев поворачивает диск.

- Теперь зеленый... А сейчас снова красный... Желтый. - Ответы неизменно точны.

Опыт посложнее. На прозрачном экране - буквы. Другая участница экспериментов в черных очках - маске протягивает руку к экрану. Плавными, легкими движениями девушка, не прикасаясь к стеклу, как бы ощупывает буквы. Называет их. "Верно, молодец!" - звучит голос преподавателя психологии Н. Свининой. "Кожное зрение", о котором мы писали (см. ТМ N4 за 1963 г. и ТМ N5 за 1965 г.), вполне заменяет глаэа. Но самое поразительное - впереди. Никакого непосредственного влияния света на кожу! Листки пленки разного цвета заложены в металлические кассеты.

- Найдите красную, - просит доцент А. Новомейский и старательно, словно карты, перетасовывает кассеты. Вот "видящие" пальцы прикасаются к первой. Минуту - полторы "присматриваются" к ней.

- Нет.

Под пальцами вторая кассета. Пауза, и снова - "нет". Третья. Недолгое раздумье.

- Да. В этой - красная пленка.

Кассета открыта - ответ верный!

Карточки, на которых четкими черными буквами написаны слова, спрятаны в чехлы из непрозрачной плотной материи. Испытуемая - на глазах ее непроницаемые очки - должна "прочитать" эти слова.

- Первая буква теплая... У нее вертикальная палочка и еще две... наклонные. Это "К", - вслух рассуждает она. - Вторая буква...

Слово разгадано. Медленно, по буквам. Оно прочитано так необычно, что слово "прочитано" не сразу приходит на ум. Поразителен этот урок грамоты. Но ведь это лишь первый! Как представить себе, какими будут следующие, несомненно более сложные, уроки?!

Назад


IV. Ему зaвязали глаза черной лентой. А усевшись за руль автомобиля, он надел на голову мешок из плотной материи. Рядом, справа, села женщина - лучший таксист Киева. Она положила руку на плечо таинственного водителя. Взревел мотор - машина начала выписывать на просторной площади немыслимые вензеля. Нет, "ослепленный" шофер крутил баранку не как вэдумается! Передние колеса "шкоды" шли неотступно вдоль замысловатой кривой, нарисованной на асфальте. Милицейский свисток остановил гонку, которая, казалось вот-вот кончится аварией. Шофер снял мешок и повязку, вежливо поздоровался с инспектором ОРУДа, и... снова началось непонятное. Не говоря ни слова, лишь держа милиционера за руку, бывший "слепой" подвел его к мотоциклу. Достал из коляски полевую сумку, открыл ее, вынул квитанционную книжечку и в конце концов оштрафовал свою спутницу на рубль.

- Вы наказаны за то, - обьяснил милиционер, - что доверили машину человеку, не имеющему водительского удостоверения.

И правда, Б. Дрожжин, старший преподаватель Горьковского института иностранных языков, впервые сел за руль лишь за несколько дней до эксперимента.

Выслушав добрые напутствия представителей ГАИ, Дрожжин и его спутница продолжили опыт. Перед лобовым стеклом машины мелькали перекрестки, улицы, толпы пораженных киевлян. Визг покрышек на неожиданных виражах, четкие, как по струнке, прямые. Но шофер не видел ровным счетом ничего! За дорогой следила только женщина, положившая руку на плечо отчаянного гонщика. Идеомоторные акты "пассажира" вполне заменяли Б. Дрожжину собственные глаза.

Назад


V. Около костра - группа туристов. В центре - парень с гитарой. Наигрывает песню. Дождавшись тишины, девушка обращается к импровизатору:

- Время идет. Меняется мода. Первобытный человек щеголял в меховых нарядах. Средневековые красотки заковывали себя в проволочный каркас - красота требует жертв! Сейчас проще: мини-юбка почти совсем не стесняет движений очаровательной модницы. А какой вы, Саша, представляете себе моду завтрашнего дня?

Задорно зазвучала гитара. И кажется, песня эта сочинена давным-давно. Снова аплодисменты, и снова тишина. Самый старший из туристов выкатил из костра уголек, прикурил, задумался.

- Была война. Только что отгремел жестокий бой. Погиб мой лучший друг - Володя. Похоронил я его на мысе Херсонес. Как сейчас помню этот день. Эх, сложить бы о Володьке песню...

- Хорошо, я попробую, - сказал Саша и взял гитару.

Строго и скупо зазвучали аккорды. Ребята слушают новую песню, которая рождается буквально на глазах. История Володьки, ушедшего на фронт таким же молодым, как они сейчас, становилась стихами. Пусть были в этих стихах шероховатости, нечеткие рифмы, но все же это была поэзия.

А вот о том, как А. Смогул, фельдшер московской "Скорой помощи", стал виртуозным импровизатором, он и сам не смог рассказать.

- Просто попробовал - получилось, вот и все.

Назад


VI. Играть с гроссмейстером, к тому же еще и экс-чемпионом мира, доводится далеко не каждому любителю шахмат. Десять счастливчиков одновременно дали бой М. Талю. Спортсмены вооружились карандашами и блокнотами. Аккуратно записывался каждый ход выдающегося мастера. Тщательно анализировалось положвние на досках. Но этот сеанс одновременной игры несколько отличался от обычных. Дело в том, что Михаил Таль не присутствовал в зале, где стояли столы с досками. Гроссмейстер играл вслепую.

Первый день борьбы закончен, а "отношения" так и не выяснены. Каково же было восхищение соперников, когда после многочасового перерыва Таль по памяти перечислил все вчерашние ходы во всех десяти партиях, оценил возможности, и свои и партнеров, а потом блестяще завершил сеанс.

Это было первое "слепое" выступление экс-чвмпиона мира. Как он сам скромно признался, рекорд в подобных соревнованиях принадлежит не ему. Знаменитый Алехин давал бой вслепую сразу на 30 досках, а венгерский шахматист Флеш - на 52!

Назад


VII. Помощники гипнолога В. Райкова вовсе не феномены. Вот этот московский студент немного умеет рисовать, в эти девушки - одна музицирует, другая - увлекается театром.

Но вот руки врача совершают пассы у лица юноши.

- Ты - Репин. Ты - Репин... Илья Ефимович, встаньте!.. Рисуйте!..

И новоявленный маэстро набрасывает портрет поклонницы театра, перевоплощенной волей Райкова в "Комиссаржевскую".

Рядом вдохновенно исполняет одно из "своих" лучших произведений девушка -"Рахманинов".

Ассистент гипнолога безуспешно пытается вернуть участников эксперимента к действительности.

- Вы знавте, что это такое? - спрашивает он "Репина", показывая ему новенький "Зенит".

- Нет. Фотографический аппарат? Эта забавная штука нисколько не похожа на громоздкий ящик с треногой...

Но опыт закончен. Только после команды Райкова молодые люди с удивлением узнают о том, что они делали.

Московский гипнотерапевт считает, что гипнозом можно воздействовать на творческив способности человека, например обострять способность к рисованию, к музыке (см. ТМ N5 за 1966 г.).

- Дерзайте, вы талантливы. Ваши воэможности неисчерпаемы, - этими словами В. Райкова и заканчивается фильм.


Техника - молодежи N5 1969 г.

Назад