`От Байкала до Мертвого моря
Публикуемая ниже статья Светланы Потхоевой (в этом году она заканчивает Баргузинскую среднюю школу) под готовлена на основе ее реферата о еврейской общине Баргузина. Реферат был отправлен в Москву на III Всероссий ский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия, ХХ век», где автору было присуждено третье место. Всего на конкурс поступило 2643 работы из 915 городов и сел России. Авторы 40 лучших работ были приглашены в Москву на награждение, в том числе и Светлана. 6 мая на церемонии награждения ей были вручены диплом и ценный подарок. 7 и 8 мая для лауреатов конкурса проводились экскурсии по Москве, посещение театров и музеев. Реферат Светлана писала под руководством преподавателя Баргузинской средней школы, директора школьного музея Татьяны Сергеевны Филипповой. В музее под ее руководством проводится большая работа по сбору материалов об истории Баргузина и его людях. Использованы в написании этого реферата, в частности, материалы выпускницы школы, студентки истфака БГУ Татьяны Бреславской. Несколько слов о конкурсе. Он проводится в третий раз по инициативе Международного историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал». В числе организаторов - Совет по краеведению Российской Академии образования, Российский государственный гуманитарный университет. Основные спонсоры - Европейский Союз (Брюссель), общественная организация «Открытая Россия» (РФ), Фонд Форда (США), Фонд имени Генриха Белля (ФРГ) и другие солидные организации. Баргузин - одно из первых русских поселений за Байкалом - был основан в 1648 году казачьим атаманом Иваном Галкиным. Он старше Иркутска и Улан-Удэ. Баргузин в числе первых сибирских городов получил свой герб, за свою историю становился уездным городом Нерчинской области, заштатным городом Иркутской губернии, окружным городом Забайкалья, просто селом, а в настоящее время это рабочий поселок и районный центр. Говоря об истории Баргузина, исследователи чаще всего обращают внимание на его роль в сибирской политической ссылке. По мнению царских властей, удаленность Баргузина от больших городов и китайской границы, близость Нерчинской каторги делали его идеальным местом для ссылки. И за время существования этого поселения перебывали представители всех политических течений, когда либо возникавших в дореволюционной России. Значительную часть ссыльных составляли евреи, сосланные сюда по политическим или религиозным убеждениям. Во второй половине XIX века еврейская община составляла около трети всего населения Баргузина и играла заметную роль в становлении экономики края, особенно в развитии золотопромышленности всего региона. Кроме того, евреи всегда уделяли большое внимание образованию своих детей, что способствовало развитию сети образовательных учреждений в крае, повышению уровня образованности населения. Евреи были заинтересованы в создании народных библиотек, строительстве общественных зданий да и сами строили собственные дома по особым проектам, что способствовало украшению внешних видов поселений. Местное еврейское общество активно участвовало и в общественно-политических движениях, особое место среди которых занимает сионизм - учение, согласно которому все евреи должны бороться за становление еврейского государства. В период революции 1905 года сионистские организации собрали свой нелегальный краевой съезд, который сформулировал их задачи и тактику в сибирских условиях. На этом съезде присутствовали и делегаты из Баргузина. В период колчаковщины, когда остатки разных еврейских группировок были загнаны в подполье, в Иркутске созывается съезд общин Сибири и Урала. В 1919 году создаются Сибирская лига еврейской культуры с центром в Иркутске и Национальный совет евреев Сибири и Урала, возглавляемый жителем Баргузина Моисеем Абрамовичем Новомейским. В недавнем прошлом не принято было подчеркивать роль купцов-золотопромышленников, как правило, евреев, в развитии экономики и культуры края. А если они и упоминались где-то, то лишь с целью показать, как жестоко они эксплуатировали местное население. Но приходит время расставлять все по своим местам. Обратим внимание, что еврейское население появилось в нашем Богом забытом углу отнюдь не по собственной воле, а пришло сюда этапом по приговору суда и не за уголовные преступления, а за политические и религиозные убеждения.Шли, как правило, без денег и имущества. Все свое богатство они создавали здесь, в Сибири, полагаясь на свои силы, ум и руки, на врожденный предпринимательский опыт. И добились немалого - торговали по всей России и за границей, дали детям прекрасное образование, в том числе заграничное, участвовали в революционных движениях. Добавим, оставались при этом баргузинцами, храня в душе любовь к этому суровому краю, ставшему для них малой родиной |
ИСТОРИЯ СЕМЬИ КУПЦА I ГИЛЬДИИ А.Х. НОВОМЕЙСКОГО
ОСОБЕННО
видными представителями
еврейского баргузинского
общества были купцы I гильдии
Абрам Новомейский и Яков
Фризер. Сегодня известна всему
Баргузину фамилия Новомейских.
В дореволюционные годы эта
семья играла значительную роль
в становлении и экономическом
развитии огромного региона,
центром которого был Баргузин.
Очень интересно прошлое и
настоящее этой семьи. Род
баргузинских Новомейских
берет свое начало от Хайкеля,
арестованного в маленьком
польском местечке Ново-Място (откуда
и пошла фамилия Новомейские) за
помощь, оказанную польским
мятежникам и предоставление им
убежища во время польского
восстания в 1830-1831 годах. |