51*Новгородское слово. Объявленное на вече и зафиксированное на бумаге решение Новгородского государства; решение или действие, за которые Новгород несет ответственность; т.о., “без Новгородского слова” значит: самовольно, на свой страх и риск.
52* Разверже (устар.) — расторгнул, разорвал.
53* Веружася (устар.) — вооружившись.
54* Суима, сеступ (устар.) — схватка, приступ (крепости).
55* Посул (устар) — взятка должностному лицу за выполнение (или невыполнение некоего действия). В отл.от “поминка” — подарок должностному лицу, оч.часто — узвконенный.
56* Поставление (во Владыки Новгородские) — назначение, утверждение архиерея в должности Архиепископа Новгородского. В разное время п. происходило в Византии, Москве либо (самостоятельно) в самом Новгороде.
57* Поход Ягайло (Ягелло) — поход в 1410г. объединенных польско-литовско-русско-татарских войск под предводительством Короля Польского Ягайло Ольгердовича (в крещ. Володислава) и Великого Князя Литовского Витовта Кейстутьевича против Тевтонского Ордена; общеизвестен по имени главного сражения — Грюнвальдской битвы.
58* Ушкуй (устар.) — разновидность большого плоскодонного судна; особая боевая ладья средневековых новгородцев. Иногда борта у. обшивали медными или железными листами. Ушкуйник — 1. участник военной экспедиции на ушкуях — ушкуйного похода; 2.. Новгородский удалец, землепроходец (разбойник — по мнению не новгородских летописцев).
59* “Восстание Степанки” — восстание в Новгороде в 1418г., причиной которого послужил голод после неурожая, и то, что (по мнению восставших) бояре и монахи утаивали хлеб, чтобы поддерживать на него высокие цены. Была разрушена и разграблена большая часть Софийской стороны; примерно в течение недели восстание было подавлено ополчениями Загороцкого конца и Прусской улицы. В летописях особенно отмечалось, что во время восстания впервые восставшие разграбили монастыри и храмы (настоятели которых были, по мнению восставших, также повинны в утаивании хлеба)
60* — по версии В.В.Руммеля и В.В.Голубцова, Павша Михайлович в крещении наречен Анания, а его брат Твердислав Михайлович — Симеоном.
Версия эта не выдерживает хронологической проверки (см. в тексте далее).
По версии Л.М.Савелова (см.”Родословные записки”, раздел “Ананьины”): “…у посадника Анании (1255г., умер в 1258г.) сын Павша (пос.1271, умер 1273г.), внук Михаил (пос.1309-1311г.г., умер 1314г., … Василий Онаньин (пос. 1476г., арестован Иваном 111 и отправлен в заточение в Коломну)…”.
Связь посадника Василия Онаньина (Онаньевича — сына Онания Семеновича!) с родом Онаньиных — потомков Павши Онаньева — предположительная, если не сказать спорная. Это — еще один случай, когда отчество знатного новгородца исследователи превращают в фамилию.
61* Погост Терпилов.
Погост — мелкая единица административно-территориального деления Новгородских земель и место сбора дани; налогов. Позже — “гостинное место”, место торга, остановки “гостей” — купцов. Много позже слово приобрело значение “кладбище”.
Терпилов погост располагался в Подвинье, на терр.совр.Архангельской области.
62* “Реформа Онцыфора Лукича” — реформа посадничества, проведенная в 1354г. тогдашним посадником (О.Л.). В результате реформы появилась возможность узаконенной смены посадников с учетом интересов всех концов Новгорода.
После Онцыфора Лукича в Новогороде посадничал Александр Дворянинцев. Но, по новгородским законам тех лет, передавать посадничество ему Онцыфор Лукич не имел права, так как посадником в эти годы мог быть человек, не только имеющий на это право наследственное, но и побывавший на должности тысяцкого. Александр Дворянинцев же тысяцким до 1354г., вероятно, не был. По-видимому, исправление в летописи (см. выше) было сделано для придания переходу власти характера легитимности.
63* Хиротонисание, хиротония (от греч. “хиро-, “хейро- — рука).
Происхождение х. очень древнее, восходит к первым векам христианства. Праобраз — хитротесия. Так навызался обряд наложения рук лица, пользующегося авторитетом, на голову больного. В основе хиротесии лежала языческая вера в непосредственную передачу свойств; обряд имел целью исцеление от физической немощи. В отличие от хиротесии хиротония — сообщение духовного достоинства высшим лицом духовного звания низшему (также наложением рук на голову). Это символизирует сообщение благодати, благословения. В современном понимании обряд называется рукоположение, а х. — сохранилось только в значении “рукоположение в епископский сан” (и выше). В данном случае = поставлению в Архиепископы Новгородские.
64* Гедимин (упом. в 1331г.) — Великий Князь Литовский, родоначальник династии Гедиминовичей.
65* Магнус (упом. в 1347г.) — Король Шведский.
66* Вот бытующая в Костромской, Вологодской и Ярославской областях до сих пор легенда о происхождении второй части фамилии Кузьминых — “Короваевы”:
Когда в Великий Новгород перед Куликовской битвой приезжали московские бояре и звали от имени Великого Князя Московского Дмитрия Иоанновича новгородцев в поход, кто-то из рода Кузьминых гостеприимно встретил московских послов с короваем хлеба и солью в руках. После чего эти Кузьмины стали называться “Кузьмины-Короваевы”.
Но, конечно, исторической достоверности здесь нет никакой. С 1380 и до 1478 года у Кузьминых даже не оформилась фамилия (не то что даже двойная), и в летописях они писались по имени-отчеству, без “прозвания”. И Кузьмиными, и Кузьмиными-Короваевыми они стали называться много позже, уже на московской службе.
67* Д.В.Северинов в статье “Боярский род Обакуновичей в Загородском конце” (сборник “Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции”, Новгород Великий, 2000г.) предполагает, что посадники Кузьма и Обакун Твердиславовичи — родные братья, учитывая лишь их одинаковые отчества и принадлежность к боярству Софийской стороны.
68* Вновь цитирую В.Л.Янина:
“…Что касается Твердислава-Семена Михайловича, то новгородские летописи неоднократно упоминают боярина и посадника Семена (Твердислава) Михайловича, жившего в последней трети XIII в. В 1273 г. он по приказу Новгорода добивался у князя Василия Ярославича возвращения новгородских волостей, в 1280 г. получил посадничество, будучи выведен из Ладоги, в 1282—1284 г.г. проявлял себя как сторонник Андрея Александровича в борьбе последнего с Дмитрием, в 1284 г. был победителем шведов на Неве, в 1286 г. лишился посадничества, в 1287 г. его двор подвергся разграблению во время восстания, а сам он в том же году после непродолжительной болезни умер. Знает летопись и (его отца?) Михаила Степановича, который в 1255г. добился посадничества, а в 1257 г. был убит. Однако составитель родословца (Кузьминых), безусловно, ошибался, объявляя Михаила Степановича (отца Твердислава-Семена) выходцем “из прусов” и основоположником рода Кузминых и Фефилатьевых. …В Новгороде в последней трети XII в., т. е. столетием раньше, жил другой Михаил Степанович, который в 1176 г. поставил на Прусской улице церковь архангела Михаила, в 1180 г. получил посадничество, снова был посадником в 1186—1189 г.г., в 1198 г. участвовал в посольстве к Всеволоду III, в 1203— 1205 г.г. еще раз посадничал, а в 1206 г. умер, приняв перед смертью пострижение в Аркаже под именем Митрофан. Он, подобно Михаилу Степановичу последней трети XIII в., был отцом Твердислава, который впервые упоминается под 1206 г. как строитель церкви Симеона Столпника в Аркаже монастыре, в 1207 г. получил посадничество, вторично — в 1216 г., в третий раз — в 1219 г. Двукратное его столкновение с князем подробно описано в летописи, которая изображает его ставленником Прусской улицы, всякий раз встающей на его защиту. Его связь с Прусской улицей обозначена и строительной деятельностью Твердислава, который вместе с Федором (названным в списке посадников братом Твердислава) строит в 1219—1224 г.г. церковь Михаила на Прусской улице и придел к ней во имя Трех отроков. В 1220 г. Твердислав отказался от посадничества и тайно от родных постригся в Аркаже монастыре…”.
Летопись знает сына Твердислава Михайловича — Степана, который в 1215г. был послом к князю Ярославу Всеволодовичу, а в 1230 г., “роспревшись” с посадником Водовиком, после бегства последнего получил посадничество. В 1243 г. он умер и был с почетом погребен в Софийском соборе. В летописном сообщении о его смерти исчислено время занятия им должности посадника — в 13 лет без 3 месяцев; здесь же он называется внуком Михалки…”.
69* “…Вече… на Ярославовом дворе” — т.е. на княжеском дворе на Торговой стороне (но не в Городище!).
70* В 13-18в.в. на Руси люди имели по 2-3 и больше имен, и все имена эти были далеко не случайны. Причем до 18 века в разных документах один и тот же человек мог называться разными своими именами (и отчествами, поскольку и его отец имел разные имена). Отсутствие правил, регламентирующих употребление определенных, (“официальных”) имен в новгородских средневековых док-тах, значительно затрудняет идентификацию персоналий родословных новгородских бояр.
Имена в средневековой Руси.
Выбор имени новорожденному, согл.традициям и практике Русской Православной церкви, предоставлялся родителям младенца, а при желании последних — священнику.
1-е. Имя, которое давалось при крещении. Его знали только люди, крестившие ребенка, и ближайшие родственники. Считалось, что навести порчу, сглаз и др. подобный вред можно только, зная “настоящее” имя, поэтому это имя никому не открывали. Для “первого” имени ребенка избиралось (в порядке предпочтительности):
1. имя святого, память которого чтится в день чтения молитвы новорожденному.
2. имя святого, чья память чтится в 8-й день по рождении ребенка
-“”- в день рождения ребенка
-“”- в день крещения ребенка
-“”- в ближайшие к этим событиям дни.
Но крестильное имя, как правило, было не единственным. В то время люди носили несколько имен.
2-е. Имя-“оберег”. Считалось, что если дать ребенку “плохое” имя, то это качество, беда и пр. к нему не пристанет (Негодяй, Неупокой, Злоба и т.д.). Другой вариант “оберега” — обиходное имя, данное в честь какого-либо предка (деда, прадеда, редко — умершего отца, соотв.крестильному имени этого предка) с тем, чтобы дух предка охранял ребенка (отголоски язычества спустя 300-400 лет после крещения Руси); Иногда такое второе имя даже называл родителям священник в церкви.
3-е. Детское прозвище, данное по каким-либо внешним признакам или свойствам характера ребенка. Им переставали пользоваться по достижении ребенком совершеннолетия, и его сменяло взрослое прозвище, которое оставалось с человеком до конца жизни.
4-е. Взрослое прозвище могло не отражать ничего и просто быть “данью моде” (Бархат, Оксамит); могло быть следствием какого-то подвига, проступка или обстоятельства жизни, отражением внешнего облика (Кобяк, Вострая Сабля, Голица, Русалка, Образец и т.д.). От в.п. произошли практ. все старинные русские “прозванья” — фамилии.
5-е (или 5-е и 6-е) — новое имя, которым человек нарекаля в случае, если принимал постриг или, впоследствие — великий постриг (схиму).
Но и это еще не все.
Существовали и другие имена — не прозвища (соотв.совр.псевдониму). В описываемое нами время в Новгороде такие имена (“дружинные”) например, принимали знатные новгородцы, когда уходили в военный поход или отправлялись в дальнее путешествие. Причем после возвращения в Новгород они вновь назывались своими прежними именами (которые, опять-таки, совсем необязательно были крестильными).
71*Именнной анализ росписи рода Обакуновичей.
Цель последующего анализа имен, встречающихся в росписи — попытаться определить, какие другие имена (“прозвища”, “обиходы”, “обереги”) могли носить и, соотв., под ними быть записанными в летописях, некоторые персоналии Овиновской росписи 14-15в.в. “Узловое имя” в нашей реконструкции — Обакун (Аввакум).
Обакун (христианское “Аввакум” — Любовь Божия (евр.), в честь пророка Аввакума, 7в. до Р.Х. Память чтится 15(2) декабря; в этот же день чтится память мчч.Афонасия, Иоанна, Андрея, Стефана. В ближайшие ко 2 декабря дни чтится память сл.святых:
3 декабря — священномученника Феодора архиепископа Александрийского (Феодор — Божий дар(греч.), 606 г. по Р.Х.), 5 декабря — прп.Карноха монаха и сына его Захарии египетских (Карнох — кариец, Захария — память Господня (евр.), 4в. по Р.Х.), 1 декабря — муч.Анании.
Если выбирать из всех этих имен, то предпочтение, разумеется, необх.отдать именам, начинающимся на ту же букву, а также — память святых чтится в ближайший к 15 дек. день.
Поэтому следующее имя, которое мы рассмотрим —
Анания. Память ап.Анании чтится 14 (1) октября, муч.Анании — 14 (1) декабря, муч.Анании (одного из Трех Св.Отроков) — 30(17) декабря. Анания — “родовое” имя у предположительных родственников Овиных Павшиничей, у многократно соседствующих с ними Берденевых и у потомков Овиновых дворян Григоровых. И это имя вдвойне интересно нам потому, что связанный с родом Овиных “Щилов” монастырь на р.Дубенке построен во Имя Покрова Пресв.Богородицы, а Покров празднуется в тот же день, в который чтится память ап.Анании — 14 (1) октября. Исходя из этого, я предполагаю: во-первых, “летописный” основатель Щилова м-ря в 1310г. монах Олоний Щил, наиб. вероятно, до пострига носил имя Ананий; во-вторых, поскольку пос.Федор(Феофилакт) Михайлович вместе с братом Твердиславом строит в 1219—1224г.г. церковь Михаила на Прусской улице и придел к ней во имя Трех отроков Анании, Азарии и Михаила; следовательно, именно Св.отрок Анания был небесным покровителем родоначальника всех Павшиничей Анании Феофилактова, сына строителя церкви; в третьих, при поименном разборе линии “(Иосиф, Онания, Иоанн, Василий) — (Иоанн) — (Захарий, Кузьма, Иосиф) — (Григорий, Иван) — Богдан-Обакун -?- … -?- Захария-Михаил-Павша-Онания — … ?” — где-то между Обакуном и Захарием Михайловичем должен находиться еще один Онаний. Т.е., кто-то из близких родственников не летописного, а предп.“житийного” Щила, Богдана-Феодосия Обакуновича — также может носить имя Анания.
Единственный день в году, когда празднуется память прор.Аввакума — 15(2) декабря, т.е., на следующий день после памяти муч.Анании. Рискну предположить, что отсутствующий в летописях отец благодетеля Покровского м-ря Богдана (Феодосия) Обакуновича мог иметь второе имя Онания, под которым в летописях он и фигурирует. В середине 14в., когда упоминается Обакун Твердиславич, в Неревском конце известен один именитый новгородец по имени Анания — “раб Божий Онанья Куритский”, житель Кузьмодемьянской улицы. Так вот, вполне может оказаться, что Онанья Куритский и “несуществующий” Обакун Твердиславич — одно лицо. Чтобы закончить с Обакуном, напомню, что в тот же день, когда чтится память ап.Аввакума (15(2) декабря), чтится и память муч.Стефана. А у Твердиславичей, вероятных предков Обакуна, Стефан — “родовое” имя.
Теперь вспомним, какую церковь строит на Чудинцевой улице сын Обакуна Богдан Обакунович “с братья и уличаны” в 1392г. Это церковь во имя Св.Симеона Столпника. Разумеется, церковь построена в честь св.покровителя или самого Богдана, или кого-то из ближайших его родственников (отца, деда). А тот Твердислав Михайлович, сыном которого мы никак не решаемся объявить Обакуна Твердиславича, как явствует из летописей, имел второе имя “Семен”.
У А.Н.Никитского : “…когда в 1287 году Новгородцы, по замечанию летописца, „без исправы», то-есть, без разбора дела возстали на бывшаго посадника Семена Михайловича, то последний был скрыт владыкою в храме св.Софии, продержан там до следующаго дня и тем избавлен от верной смерти, так как в течение ночи все страсти уже улеглись совершенно (П.С.Р.Л., III, 65, 1287г.: “…бысть мятеж велик в Новегороде на Смена Михаиловича; въста на него весь Новегород, без исправы… а Смен прибежа к владыце, и владыка проводи и в св.Coфию, и тако ублюде Бог, и заутра снидошась в любов”). Как видно, известный пос.Твердислав Михайлович (пос.1272-1287г.г.) здесь называется Семеном (Сменом). То есть, св.Симеон, в честь которого Богданом Обакуновичем построена церковь на Чудинцевой улице — небесный покровитель его деда. Теперь утверждение о происхождении Обакуна (Онании) Твердиславича от Твердислава (Семена) Михайловича выглядит намного весомее. Тем более, что представлял Загороцкий конец в 1355-72г.г., т.е., во времена, следующие за упоминанием об Обакуне (1354) и Онании Куритском(1345), и предшествующие времени деятельности Богдана Обакуновича — посадник Александр Семенович (а Людин конец — пос.Иван Семенович):
В 14 веке посадничали от Прусской улицы:
1342-46г.г. 1347-48г.г. 1349-50г.г. 1351г. 1352-54г.г. 1355-72г.г.
Матвей ? Федор Юрьевич ? Яков Хотов Иван Семенович (Люд.)
Коска АлександрСеменович (Заг.)
Возможно, что Александр Семенович, представлявший Загороцкий конец в годы, предшествовавшие времени возвышения бояр Обакуновичей — сын Семена-Твердислава Михайловича (второе имя предп.отца Обакуна Твердиславича — Семен; Александр Семенович = Александр Твердиславич). Кстати, одного из живших в сер.-конце 14в. бояр Обакуновичей также звали Александром, см. ранее и на следующей схеме.
<
Схема107 имя1><
Схема 107 имя2><
Схема107 имя3><
Схема 107 имя4>Нужно сказать, что спустя примерно 80 лет (в 1435г.) упоминается в летописях новгородский воевода, посадник Онанья Симеонович (наряду с Иваном Васильевичем, Григорием Кириловичем (впосл.“Посахно”), Есифом Васильевичем, Остафием Есифовичем).
В силу редкого имени можно предположить, что этот Ананья — сын или какой-то близкий родственник строителя Симеоновской церкви Богдана Обакуновича (носившего, возможно, такое же второе имя, как и его дед — Симеон (учитывая “характерологические особенности” Богдана “Щила”, маловероятно, чтобы церковь он строил не в честь своего собственного покровителя). А если это так, то заполняется промежуток в общественной деятельности членов семьи Богдана Обакуновича с 1419 по 1444 годы: после смерти Григория и Ивана Богдановичей посадничает вначале их младший брат Анания, а потом сыновья (случаи, когда родные братья записаны одни с отчеством по одному, другие с отчеством по другому имени отца, хоть и редки, но бывали). Возможен и другой вариант: воевода Онания Симеонович — потомок не Богдана Обакуновича, а либо Василия, либо Александра Обакуновича ( более правдоподобная версия — Онания Симеонович — член рода Мишиничей, см. в тексте далее).
Итак,
3.Симеон. Не буду перечислять дни, имя часто встречается в Святцах. (Симеон — услышание (евр.); память в том числе, 4 янв., в День памяти Собора 70-ти апостолов). В ближайшие дни чтится память: 5 января Феопемий Никодимийский епископ, священномученник. (Феопемий — Богом посланный (греч.), 303г. по Р.Х., соотв. позднейшему Феодот, Феодосий (Феодосий — Богом данный (греч.); в простореч. Богдан. Вот где может замкнуться смысловая цепочка с именем “Богдан”.
Еще раз об Анании и Симеоне.
У близких родственников Овиных, бояр Берденевых, в середине-конце 15ст. встречаются сл. имена: Анания (возм.,Васильевич?), Василий(?), Юрий и Иларий Васильевичи, Иван и Семен Ананьевичи, Михаил, Федор и Кузьма Семеновичи.
Реконструкция отчества “Берденевского” Анания, выполненная В.Л.Яниным, опирается на текст купчей грамоты начала 15ст.:
“Купчая Якова Дмитриевича у Василия и Илария Юрьевичей и Семена Ананьинича на земельный участок в Неноксе (20-е годы XVв.): “…цым владел отец их Юрье дед их Василеи». В.Л.Янини считает: “…Если Юрий — отец Василия и Илария, то под «дедом Василием» надо понимать общего деда совладельцев участка”. Как видно, отчество Анании напрямую не названо; теоретически, он можен быть и не “Васильевич”, а, например, “Семенович” — или иметь любое другое отчество.
Вернемся к списку новгородских воевод 1435г. (см.выше). Род Павши уже представлен заведомым его потомком Григорием Кирилловичем и Есифом Васильевичем. Невероятно, чтобы третий воевода был тоже потомок Павши!
В другом месте я обращал внимание читателя еще на одну несообразность — отнятие новгородцами должности в 1394 году у Есифа Захарьевича и передача Богдану Обакуновичу. Если Обакуновичи — потомки посадника Захарии Михайловича, то это событие — передача власти всего лишь в пределах одной семьи (случившаяся, как ни странно, после настоящей межкончанской войны. “Гора родила мышь”?).
Если это так, то воевода Анания Семенович (1435г.), скорее всего — из этого же рода потомков Обакуна-Онании, и/или — член рода Мишиничей, но никак не Павшиничей (если у последнего предположено верное отчество, и он — не “Семенович”, т.е., сам и есть этот воевода).
Таким образом, все больше размывается доказательная база версии с Павшиничами.