метрические книги как источник генеалогического исследования
Как составить родословную: пошаговая инструкция
1. Проводим опрос родственников
Составление родословной необходимо начинать с опроса родственников. Ваша цель – собрать как можно больше сведений об истории своей семьи. Фамилии, имена, отчества, места проживания и хотя бы приблизительные годы рождения, бракосочетания и смерти родственников, их сословная принадлежность, место работы, службы, учебы и т.д. в пределах двух-трех поколений – важно все до последней детали.
2. Изучаем семейные архивы
Чтобы составить объективную картину данных, необходимо провести анализ архивных документов, хранящихся в семье. Для этого подойдут письма, дневники, фотографии (хорошо, если они аннотированы), свидетельства о рождении, браке, смерти, дипломы, трудовые книжки. Изучение старых семейных бумаг при внимательном рассмотрении поможет получить информацию о том, кем были и как жили ближайшие предки.
3. Заносим информацию в дневник
Специалисты в области генеалогии рекомендуют при составлении родословной вести дневник поисков, в котором отражены результаты опроса родственников, а также сведения, которые будут обнаружены в архивах.
4. Исследуем архивы
Работу по сбору информации персонального характера в государственных и муниципальных архивах необходимо начать с уточнения принадлежности населенного пункта, с которым была связана жизнь интересующего Вас лица, к той или иной волости, уезду, губернии, а в советский период к тому или иному сельсовету или району. Без этого Вы не будете знать, в архив какой области или муниципалитета обращаться за поиском информации.
5. Идем в читальный зал
Искать информацию для родословной можно самостоятельно, работая в читальном зале. Вам будут предоставлены списки приходов Иркутской епархии, путеводитель. Также можно самостоятельно ознакомиться с описями дореволюционных фондов ГАИО на сайте архива: www.гаио.рф (ресурсы- фонды).
Иркутская духовная консистория (1746-[1918])
Ф. 50, в фонде 15 384 ед. хр. за 1718-1930 гг., имеется 12 описей:
Оп. 1 – метрические книги и ведомости о родившихся, бракосочетавшихся и умерших; брачные дела и обыски, ведомости о числе бракоразводных дел и расторгнутых браков; прошения прихожан о разводах и вступлении в повторный брак. Исповедные росписи, списки бывших и небывших у исповеди и святого причастия за 1718-1926 гг.;
Оп. 2 – метрические книги церквей, исповедные росписи; прошения о расторжении брака и разрешении вступить в новый брак за 1764-1916 гг.;
Оп. 3 – метрические книги церквей Иркутской епархии за 1776-1874 гг.;
Оп. 4 – метрические книги (1774, 1857-1882 гг.), брачные документы (1892-1898 гг.) церквей Иркутской епархии;
Оп. 5 – книги брачных обысков за 1807-1823 гг.;
Оп. 6 – метрические книги и свидетельства, книги брачных обысков, исповедные росписи за 1737-1929 гг.;
Оп. 7 – метрические книги Иркутской епархии, прошения об исправлении метрических записей за 1725-1916 гг.;
Оп. 8 – метрические книги церквей Иркутской епархии; переписка о выдаче метрических свидетельств и внесении изменений в метрические записи; прошения о разрешении вступить в брак; книги записи обысков, дела о расторжении браков; исповедные росписи. Дела по обращению инородцев в православную веру о предоставлении льгот новокрещенным бурятам за 1718- 1937 гг.;
Оп. 9 – метрические книги церквей Иркутской епархии за 1825-1930 гг.;
Оп. 10 — метрические книги церквей г. Бодайбо и Витимского горного округа, входивших в состав Якутской епархии за 1900-1920 гг.;
Оп. 11 – метрические книги церквей, входивших в состав Енисейской епархии, располагавшихся на территории современных Чунского и Тайшетского районов Иркутской области за 1871-1922 гг.;
Оп. 12 – метрические книги церквей г. Иркутска за 1913-1922 гг.
Учреждена Иркутская епархия в 1727 г., первоначально именовалась Иркутской и Нерчинской.
В ее состав вошли территории Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского уездов с находившимися в них монастырями и церквями, кроме крупнейшего в этой области Селенгинского Троицкого. В 1731 г. к епархии приписаны Якутский и Илимский уезды, а также Селенгинский монастырь. В период [1824]-1834 гг. в состав Иркутской епархии входили Канское, Енисейское и Красноярское духовные правления.
С 1834 г. начинается процесс постепенного уменьшения размеров епархии. В 1834 г. образована епархия Томская и Енисейская, в 1840 г. – Камчатская, Курильская и Алеутская; в 1852 г. в состав последней вошла территория Якутии. В 1894 г. учреждена Забайкальская епархия, а Иркутская ограничена пространством Иркутской губернии.
Метрическая книга
представляет собой совокупность хронологических записей о рождении, браке и смерти по установленной форме. Это реестр актов гражданского состояния.
Повсеместное ведение метрических книг по указу Петра I началось в 1722 г. По закону
Метрическая книга
метрические книги судебным доказательством.
считались
По документирования
принципу хранения делятся на
и приходские и консисторские.
метрические книги
В ф. 50 представлены в основном консисторские экземпляры метрических книг.
Метрическая книга состояла из трех неразрывных частей: о рождающихся, о бракосочетавшихся, об умерших.
Метрическая книга. Часть I о родившихся
О рождении
1) No записи (раздельно для мужчин и для женщин);
2) Полная дата рождения и крещения ребенка;
3) Имя с указанием дня святого (метрики конца XIX – начала XX в.);
4) Место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя, отчества матери с указанием на законность брака и вероисповедание;
5) Места жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена и отчества;
6) Имя священника, совершавшего таинство;
7) Подписи свидетелей (по желанию)
Все метрические книги до 1 февраля 1918 г., датируются по юлианскому календарю (старый стиль), с 1 февраля 1918 г. – по григорианскому (новый стиль).
В тексте метрических книг о родившихся встречаются слова, обороты речи, имена вышедшие из употребления
• Восприемник–человек,принимающийна руки ребенка из купели, крестный отец.
• Устаревшее написание ряда имен: Стефан — совр. Степан
Георгий – совр. Георгий, Егор, Юрий Апполинария – совр. Полина
и др.
• Отчествародителейписалисьбез суффикса «-ович», «-овна». Например: крестьянин Максим Игнатьев Кулаков; его жена Феодосия Федоровна
Дети законные, внебрачные, узаконенные и усыновленные
Все дети, рожденные в законном браке, признавались законными, даже в случаях появления на свет ранее естественного срока, если отец не отрицал законности их рождения, а также после прекращения или расторжения брака, если между днем рождения ребенка и днем смерти отца или расторжения брака прошло не более 306 дней.
Незаконнорожденные дети, внебрачные – рождены вне законного (признанного православной церковью) брака. То есть у ребенка будет указана только мать. В зависимости от ее семейного положения будет указано «девка», «солдатка», «вдова». В актовой записи о рождении под именем ребенка указывали что он внебрачный или незаконнорожденный.
В метрических книгах также отмечался факт усыновления ребенка. Отметки об усыновлении детей сопровождаются зачеркиванием старых сведений и вписыванием новых, либо прилагался документ согласно которому принято решение.
.
Подкидыш – ребёнок, подкинутый матерью чужим людям. В крупных городах такое явление как подкидыши и найденыши были частым явлением. Особенно если в городе была своя железнодорожная станция. Проезжающие мимо и родившие в поезде могли оставить младенца прямо в вагоне, на станции, подкинуть к одному из ближайших домов, пока поезд стоит на перроне. Обнаруженных живыми – крестили. А затем пристраивали в дом тому, кто изъявил желание взять на воспитание. Или устраивали в воспитательный дом.
Метрическая книга. Часть II о бракосочетавшихся
О бракосочетании
1) No брака по порядку;
2) Точная дата совершения таинства;
3) Место жительства, сословие, имя, отчество, фамилия жениха с указанием вероисповедания и очередности брака;
4) Возраст жениха;
5) Место жительства, сословие, имя, отчество, фамилия невесты с указанием вероисповедания и очередности брака;
6) Возраст невесты;
7) Имя священнослужителя, совершившего таинство;
8) Место жительства, сословие, имя, отчество, фамилия поручителей с указанием вероисповедания;
9) Подписи свидетелей (по желанию)
Запись о браке (венчании) – документ учета гражданского состояния населения. Включался во вторую часть метрических книг.
Для православных, составлявших основное население страны, брак являлся таинством, в котором жених и невеста перед священником и церковью давали добровольное обещание взаимной супружеской верности и получали благословение своего союза.
Поручители – свидетели на свадьбе
Венчан со изследованием – речь идет о брачном обыске, письменном акте, совершаемом причтом церкви пред венчанием с целью установления не родства вступающих в брак
Полувторым браком называли брак, когда для одного из супругов это брак первый, а для другого второй
Условия законности и действительности брака
Возраст
Запрещалось вступать в брак лицам мужского пола ранее 15 лет, а женского – 12 лет от рождения (этот возраст назывался церковным совершеннолетием).
Офицеры, состоящие на действительной военной службе во всех без исключения регулярных войсках, военных управлениях, учреждениях и заведениях, могли вступать в брак не ранее 23 лет. Вступивши ранее этого возраста увольнялись с действительной службы в запас, а брак оставался в силе.
Вступать в брак запрещалось лицу, имеющему более 80 лет от роду.
Разрешение начальства
Лицам, состоящим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения их начальников, удостоверенного письменным свидетельством.
Однако браки, совершенные без разрешения начальства, не признавались незаконными и оставались в силе, а вступившие в брак наказывались строгим выговором с внесением его в послужной список
Взаимное согласие
Брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, поэтому родителям и опекунам запрещалось принуждать к вступлению в брак детей и опекаемых против их желания
Разрешение родителей или опекуна
Запрещалось вступать в брак без разрешения родителей, опекунов или попечителей. Но лица, достигшие гражданского совершеннолетия (21 год), могли вступать в брак без согласия родителей (и опекунов) в том случае, если последние злоупотребляли своей властью.
Брак, совершенный без разрешения родителей или опекунов, незаконным не признавался и оставался в силе
Законные препятствия к браку Иноверие
Родство и свойство
Родство по брачному праву Российской империи подразделялось на четыре вида:
1. Родство кровное, или плотское. Кровным родством называется связь двух или нескольких лиц (мужского и женского пола), образующаяся путем происхождения и рождения их от общего для них родоначальника;
2. Родство духовное. Духовным родством называется родство, возникающее после таинства крещения между крещеным и его крестными родителями;
3. Родство по усыновлению. Родство по усыновлению считалось препятствием к браку в следующих случаях: усыновителя с женой, дочерью и внучкой усыновленного, а усыновленного – с матерью, теткой, сестрой, женой, дочерью и внучкой усыновителя;
4. Родство физическое (незаконное) происходило от внебрачных связей. Кормчая книга считала физическое родство препятствием к браку.
Свойством называется родственная связь,
возникающая через брак. Главным различием между свойством и кровным родством является то, что в кровном родстве все родственники принадлежат к одной фамилии, к одному роду, в свойстве же путем брака сближаются, делаются «своими» лицами два или несколько самостоятельных родов, имеющих каждый своего родоначальника, отсюда и название – свойство.
Иноверие
Российским подданным православного и римско- католического исповедания браки с нехристианами, а протестантского – браки с язычниками были запрещены.
Брачные союзы православных с нехристианами признавались незаконными и недействительными, но если неправославный супруг после вступления брак принимал православие, то эти случаи рассматривались особо и разрешались духовным начальством на основании законов церкви.
Прежний, не прекратившийся брак
Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего
Количество предыдущих браков
Запрещалось вступать в четвертый брак. Вступление в третий брак мирянам не запрещалось, но священник своей властью налагал церковную епитимию. Третий брак запрещался псаломщикам.
Метрическая книга. Часть III об умерших
Факты смерти граждан России
регистрировались в третьей части метрических книг
О смерти
1) No по порядку, отдельно для мужчин и женщин;
2) Точная дата смерти и погребения;
3) Место жительства, сословие, имя, отчество и фамилия умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при отсутствии отца — мать);
4) Возраст умершего;
5) Причина смерти;
6) Имя священника, совершившего обряд погребения и указание места погребения
Метрические книги не православных конфессий
Метрические книги не православных конфессий в России законодательно оформились позднее: обязательное ведение метрических книг распространилось на католическую церковь с 1826 г., в 1832 г. регистрация введена для евангелическо-лютеранской церкви и в 1835 г. – для еврейских общин, а значительно позднее для раскольников (1874 г.), баптистов (1879 г.), остальных сектантов (1906 г.). Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами
Иркутская римско-католическая церковь
ф. 297, в фонде 342 ед. хр. за 1812-1937 гг., имеется 4 описи:
Оп. 1 – метрические книги за 1812-1890 гг., в описи имеется метрическая книга на латинском языке за 1812-1827 гг.;
Оп. 2 – метрические записи о родившихся, метрические выписи о родившихся, о венчании за 1917-1937 гг., в данной описи имеются метрические книги на польском языке, также есть и на латинском языке;
Оп. 3 – метрические выписи и книги об умерших и вступающих в брак, об умерших и похороненных за 1918-1921 гг., также имеются метрические книги на польском языке;
Оп. 4 – метрические книги о рождении, о браке, о смерти за 1899- 1937 гг.
В [1820 г.] в г. Иркутске был официально учрежден римско- католический приход. К приходу Иркутской римско- католической церкви была номинально причислена Енисейская губерния. Самостоятельный Енисейский римско- католический приход с центром в г. Красноярске был учрежден 01.08.1836 г.
В 1830-х годах количество лиц католического вероисповедания в Сибири резко увеличилось в связи со ссылкой в каторжные работы, на поселение и военную службу участников польского восстания 1830-1831 гг.
Католические метрические книги состояли их трех томов, т. е. книг: «О родившихся» или «О крещенных»; «О бракосочетавшихся» или «О венчающихся» и «О умерших» или «О погребённых».
О рождении
1) Фамилия и имя окрещенных;
2) No записи;
3) Счет родившихся (раздельно для мужского пола и для женского пола);
4) Полная дата рождения и крещения ребенка;
5) Когда, где, кто и кем, одною ли водою или со всеми обрядами Таинства окрещен;
6) Каких родителей и к какому сословию или обществу они принадлежат, когда и где, т.е. в каком приходе родился крещаемый;
7) Кто были по имени и прозванию восприемниками при Св. крещении и кто присутствовал;
8) Подписи свидетелей (по желанию)
О венчаемых
1) Имена венчаемых;
2) No брака по порядку;
3) Точная дата венчания;
4) Когда, где, кто венчал брак;
5) Каких именно новобрачных, какого сословия, звания, возраста и прихода;
6) Кто по имени и прозванию родители новобрачных, и кто поручители или свидетели
Архивная коллекция метрических книг культовых учреждений иностранных (инославных и иноверческих) вероисповеданий Иркутской губернии
ф. 789, в фонде 129 ед. хр. За 1878-1920 гг., имеется 3 описи:
Оп. 1 – метрические книги синагоги (1878-1880, 1886, 1890-1920), евангелическо-лютеранского прихода (1876-1897).
Оп. 2 – метрические книги мечети г. Иркутска (1890- 1920), мечети с. Биликтуй Иркутского уезда (1893, 1906), мечети д. Ново-Ямской Иркутского уезда (1893, 1906); метрические книги мечети с. Усолья о рождении (1901-1912).
Оп. 3 – метрические книги евангелическо- лютеранского прихода о браке (1898-1899, 1901- 1919), о рождении (1906-1914), смерти (1898-1920)
Часть 1-я о родившихся
1) No записи (раздельно для женщин и для мужчин);
2) Кто совершал обряд обрезания для мальчиков и наречения для девочек;
3) Полная дата рождения и обрезания (раздельно христианское и еврейское числа);
4) Место рождения;
5) Место жительства, сословие, фамилия, имя отчество отца ребенка и имя матери ребенка;
6) Кто родился и какое ему или ей дали имя
Часть 2-я о бракосочетавшихся
1) No брака по порядку;
2) Возраст брачующихся;
3) Кто совершил обряд обручения «Хупо»
4) Дата бракосочетания (христианское и еврейское числа);
5) Главные акты или записки и обязательства между вступающими в брак, указывалась сумма ктуббы (ксубэ);
6) Кто именно с кем вступил в брак, также имена и сословие
Хупа – балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания, а также сама эта церемония.
Ктуба – еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака.
Часть 3-я. О разведшихся
1) No записи;
2) Возраст разводившихся;
3) Кем совершался обряд разводный или Халицы и кто были свидетелями
4) Дата развода (христианское и еврейское числа);
5) Причины развода;
6) По чьему решению;
7) Кто именно с кем разведен обрядом разводным или через Халицу
Обряд Халицы – заключается в том, что в присутствии старейшин города бездетная вдова покойного брата развязывает башмак на ноге своего деверя, плюет перед ним на пол и произносит формулу
Часть 4-я. Об умерших
1) No по порядку, отдельно для мужчин и женщин;
2) Возраст умершего;
3) Где умер и погребен;
4) Дата смерти (христианское и еврейское числа);
5) Причина смерти;
6) Место жительства, сословие, имя отчество и фамилия умершего
Источник: Мастер-Классы на сайте Государственного Архива Иркутской области гаио.рф