Лекции по Церковному Праву

Метрические записи и другие церковные документы.


I . События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записываются в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). В настоящее время причетам выдаются духовным начальством изготовленные по этой форме печатные бланки (в тетрадях).


Метрические книги разделяются на три части: 1-я о родившихся, 2-я о бракосочетавшихся и 3-я об умерших. В них вписываются, в отдельных графах, — в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; — во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; — в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносятся и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики ведутся в двух экземплярях. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдается из Консистории на один год, по истечении которого отсылается в нее для хранения. Другой экземпляр хранится при церкви. Записи производятся священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.


Каждая запись подписывается всеми членами причета, совершавшего требу. Всякий, о ком лично или о члене его семьи записано в метрическую книгу какое-либо событие, имеет право просмотреть запись и, в случае допущенной в ней ошибки, просить о ее исправлении и о верности показания засвидетельствовать письменно в особой графе, существующей для этой цели (в 1-й и 2-й части метрики). К просмотру записи и письменному засвидетельствованию ее верности приглашаются священником и другие лица, участвовавшие и присутствовавшие при требе. Всякие подчистки в метриках строго запрещены; погрешности же записи должны быть обрамлены со всех сторон чертами и надстрочные исправления написанного ошибочно, или пропуски, должны быть оговорены в конце записи с засвидетельствованием оговорки подписью членов причета. В конце каждого месяца и всего года в метриках обозначается число записанных лиц.


Метрические записи имеют весьма важное значение в церковной жизни, и еще больше — в гражданском быту; они составляют главное доказательство происхождения, возраста, событий крещения, брака и смерти внесенных в метрики лиц. Каждое лицо может получить свидетельство о касающихся его и членов его семьи случаях рождения, брака или погребения или выписку из метрических книг от приходского причета или от Консистории. Постороннее лицо, просящее это свидетельство о другом, обязано представить от него доверенность. Кроме того, свидетельства могут быть выданы по требованию присутственных мест и начальствующих лиц. Свидетельства, выдаваемые от причета, должны быть только выпиской, слово в слово, известной записи из метрической книги, без всякого изменения или пропусков (даже без изменения ошибок в правописании). Они подписываются всеми наличными членами причета и утверждаются церковной печатью. Эти свидетельства не могут заменять собой консисторского метрического свидетельства, а должны служить лишь охранительным документом (и могут получить полную силу только тогда, когда будут утверждены в Консистории удостоверением в том, что совпадают с метрической книгой, хранящейся в Консистории). Они могут выдаваться несколько раз, в неограниченном количестве.


Из Консистории метрические свидетельства выдаются по формальным прошениям лиц, имеющих право на их получение, или по требованию начальствующих лиц или мест. Если оно было выдано один раз, то повторно уже не выдается, за исключением случаев утраты прежнего, на что должны быть представлены доказательства при прошении о выдаче нового свидетельства. Не выдается оно вновь и в том случае, когда оно уже было выдано по требованию какого-либо присутственного места или начальства; просителю предоставляется запрашивать оттуда или подлинное свидетельство Консистории, или его копию.


Права расследования и разрешения всех дел, касающихся удостоверения о действительности событий тех браков и рождений от законного брака, которые не внесены в метрические книги, или — дел, касающихся исправления неправильных записей в метриках, принадлежат духовной Консистории. Подобные дела о метрических записях, которые ведутся военными священниками, а также утверждения их метрических свидетельств, подлежат власти Протопресвитера военного духовенства.


Примечание. Кроме записи в метрических книгах, священник обязан делать отметки: 1) на билетах нижних воинских чинов — о случаях рождения или смерти их детей; 2) на всех документах, представляемых вступающими в брак лицами и возвращаемых им после венчания — об их совершившемся бракосочетании; 3) о смерти и погребении кого-либо — на тех документах, по которым он проживал.


Метрические книги имеют еще важное значение для статистики. На их основании причетами составляются для Консистории и для губернского статистического комитета ведомости о ежемесячном количестве рождающихся, присоединяющихся к православию, умерших (по всем возрастам), о сочетавшихся браком, со всеми видами брачных союзов (напр., холостых с девицами, вдовых с первобрачными, вдовцов со вдовыми и т. п.). Эти статистические данные через Консисторию собираются в Св. Синоде.


Примечание. В С. Петербурге священники обязаны, сверх того, по каждому случаю рождения и брака записывать на особых печатных бланках различные нужные для статистики сведения о них. Эти записи еженедельно отсылаются в статистическое отделение при городской Управе.


На священников также возложена обязанность составлять выписки из метрик о рождении лиц того возраста, который состоит на очереди для исполнения воинской повинности; эти выписки должны ежегодно непосредственно представляться в надлежащие управления.


I I . Исполнение прихожанами христианского долга исповеди и причащения св. Тайн или пренебрежение им вносится причетом в особые ведомости, называемые исповедальными росписями. Эти ведомости должны представлять полный именной список всех православных семейств в приходе, со всеми именами, адресами и возрастом каждого лица. Против каждого лица в соответствующей графе должна быть сделана отметка о его приходе на исповедь и причащении, или только об исповеди (без причащения), или, наконец, об отсутствии того и другого и о причине этого. В селах, где прихожане вообще имеют постоянную оседлость, эти списки так и ведутся; они могут легко проверяться причетом относительно принадлежности данного лица к известному семейству или его возраста. Но в больших городах, где состав прихожан постоянно меняется и в их числе состоят многие временно прибывающие из других городов и селений, в исповедных росписях обычно записываются только те лица, которые приходили к исповеди и, при том, записываются с их собственных слов. От того, каким из этих двух способов ведутся исповедные росписи, зависит надежность тех справок, для которых они установлены и которые берутся из них по требованию закона.


Исповедные записи должны служить формальным удостоверением о принадлежности известного лица к членам православной Церкви, или указанием на его уклонение от нее, или, по крайней мере, — на его нерадивое отношение к ней и к религиозным обязанностями (по этой причине, первоначально, с появлением раскола в XVII веке, они и были введены). На основании исповедных росписей составляются статистические указания на число бывших и не бывших у исповеди и причащении, и, стало быть, — на религиозное состояние православного населения в данной местности в определенном году.


Закон указывает также обращаться к исповедным росписям за получением доказательств (косвенных) о действительности событий браков, рождений, о чьем-либо возрасте и т. п., когда об этом не достает метрических записей, или когда они оказываются неверными или сомнительными (Уст. Конс. 260, 265).


Исповедные росписи пишутся в двух экземплярах: один отсылается в Консисторию, другой оставляется при церкви для справок и выдачи свидетельств в необходимых случаях.


III. Предварительные исследования о правильности совершающихся бракосочетаний вносятся в книгу брачных обысков (о ней было сказано в ст. о венчании браков). Эти записи также, как исповедные ведомости, могут служить косвенными доказательствами события брака (Уст. Конс. 260, 265).


IV. Причеты каждой церкви должны вести клировые ведомости, т. е. свои послужные списки, по установленной законом форме. Между прочим, закон придает им значение актов, удостоверяющих состояние лиц дух. звания (Св. Зак. IX, 1032).


V. По хозяйственной части, в каждой приходской церкви епарх. ведомства должны быть приходорасходная книга и опись церк. имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *