«
Калязинский некрополь
Автор:
А. Г. Кубарев
Часть 1. Город Калязин Тверской губернии
Опубликовано в серии «»Российский некрополь»». Выпуск 3
Санкт-Петербург: Издательство ВИРД, 1997
Содержание
От составителя
Краткие исторические справки о разрушенных храмах и уничтоженных кладбищах города Калязина:
Троицкий Калязин первоклассный монастырь
Николаевский собор и Вознесенское кладбище
Христорождественская церковь и Крестовоздвиженское кладбище
Богоявленская церковь и Введенское кладбище
Примечания
Список погребенных, с краткими биографическими сведениями о них
Список источников и литературы
ТРОИЦКИЙ КАЛЯЗИН ПЕРВОКЛАССНЫЙ МОНАСТЫРЬ
История Троицкого Калязина монастыря начинается с середины ХY в. когда монах Кашинского Клобуковского монастыря Макарий (в миру дворянин Матвей Васильевич Кожин) с семью старцами пришел на левый берег Волги в поисках уединенного жития и благочестивых подвигов, остановившись против монастыря Николы на Жабне. Доподлинно неизвестно в каком году это произошло. Одни источники называют 1434 г., другие 1444 г. и даже 1459 г. На выбранном месте, по преданию, был поставлен деревянный крест, хранившийся затем в монастырской часовне близ Николаевского собора. Первая деревянная церковь, построенная старцами за семь дней, была посвящена Живоначальной Троице и святым великомученикам Борису и Глебу. К 1521 г. за ветхостью ее разобрали и на новом месте выстроили каменную, также в честь святой Троицы. Третья, существовавшая вплоть до окончательного разрушения монастыря, Троицкая соборная церковь построена была в 1655 г.: «»Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятыя Богородицы и малая церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея руссии, в третье лето патриаршества его…»» (1). В Троицком соборе в серебряной раке под резной сенью с колоннами, покрытыми червонным золотом, помещались мощи святого Макария.
В 1530 г. по велению дмитровского князя Юрия Ивановича была построена Борисоглебская церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста. В 1830 г. храм был полностью переделан, поставлен новый иконостас и переименованы престолы. Отныне главный престол во имя Сретения Господня дал название всей церкви, а правый придел устроен был в честь Казанской иконы Божией Матери. При церкви находился монастырский архив, ризница и библиотека.
В 1617 г. над внутренними святыми воротами обители была построена церковь во имя преподобного Макария, Калязинского чудотворца. Храм неоднократно обновлялся, преобретя окончательный вид в 1808 г. В этой церкви в футляре красного дерева за стеклом хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария. В ней помещалась подушка, найденная при обретении мощей преподобного под его головой. Из верхней части гроба сделана была икона с образом преподобного Макария. Икона находилась в Успенской церкви монастыря и пользовалась особым почитанием прихожан.
К 1655 г. относится появление больничной церкви во имя Алексея, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича. Позднее в ней был устроен теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова.
Наконец в 1884 г. была устроена каменная Успенская церковь с тремя престолами: во имя Успения Пресвятой Богородицы, в честь усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святителя Арсения, епископа Тверского и святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба.
В 1822 г., на месте разобранной обветшавшей, построена была колокольня новейшей архитектуры по образу Николаевской с 12 колоколами. Самый большой, в 1038 пудов, колокол был отлит на монастырские средства в 1895 г. по благословению Святейшего Синода, в память восшествия на престол императора Николая Второго.
Монастырь окружала высокая каменная стена с 8 башнями и амбразурами, по образцу древних крепостей. Строилась она в 1644-1648 гг. из старицкого камня кашинскими мастерами Шарутиными.
Калязинский монастырь называли «»великой обителью»» даже патриархи. Иноки его ставились в пример подвижнической жизни. Настоятели монастыря были приглашаемы на земские и церковные соборы: так игумен Феодорит участвовал в соборе 1572 г. по случаю четвертого брака Ивана Грозного, игумен Феодосий подписался под грамотой избрания на царство Михаила Федоровича Романова; архимандрит Сергий присутствовал при венчании на царство Федора Алексеевича. По упразднении патриаршества и учреждении Святейшего Синода, архимандрит Рафаил Заборовский присутствовал в Синоде в качестве асессора, а архимандрит Арсений Москвин — как член Синода. Крупнейший в Тверской земле Калязинский монастырь, при утверждении штатов, был возведен в первый класс. Его настоятели на протяжении ста лет заведовали Тверской духовной семинарией, большинство из них занимало затем епископские и архиепископские кафедры. Некоторые достигли митрополичьего сана: Евфимий Новгородский, Рафаил и Арсений Киевские.
Монастырь неоднократно был ознаменован пребыванием царской фамилии. Так, в 1555 г. его посетил царь Иван Грозный, оставив богатые дары. В 1599 г. царь Борис Годунов с семьей молился в монастыре о счастливом браке дочери Ксении и пожертвовал серебряную раку для святых мощей Макария Калязинского. В память великой заслуги в борьбе с поляками и восшествии на престол Романовых, в 1619 г. монастырь удостоился посещения царя Михаила Федоровича, принесшего вклад в виде колокола на соборную колокольню в 514 пудов. В 1654-1655 гг. калязинская обитель стала убежищем царицы Марии Ильиничны и царевича Алексея Алексеевича во время моровой язвы, свирепствовавшей в Москве. Патриарх Никон, оберегавший царское семейство в отсутствие царя, распоряжался государственными делами, так что в те годы Троицкий монастырь был местом пребывания высшей правительственной власти. В память о чудесном избавлении царской семьи от эпидемии, патриарх Никон учредил в монастыре архимандрию. Наезжал в монастырь со своими «»потешными»» полками и будущий император Петр Великий. По преданию, в один из таких «»Макарьевских походов»» в монастыре специально для царя был выстроен дворец. В 1684 г. царица Наталья Кирилловна пожаловала монастырю серебрянные, позолоченные церковные сосуды, украшенные драгоценными камнями, «»за многолетнее здравие любезнейшего сына своего Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича…»» (2). В 1767 г. императрица Екатерина Вторая во время своего Волжского путешествия от Твери до Казани, посетила монастырь, слушала здесь литургию, молебен преподобному Макарию и принесла в дар обители 50 империалов. В 1837 г. на богомолье в Калязинском монастыре был Великий Князь Александр Николаевич (будущий император Александр Второй), поклонившийся чудотворцу Макарию и принявший от настоятеля икону с изображением святого. Летом 1892 г. пред гробом преподобного молился Великий Князь Владимир Александрович со свитой. Последними из августейшего семейства, в монастыре побывали 31 мая 1908 г. Королева Эллинов Ольга Константиновна с Великими Князьями Игорем и Олегом Константиновичами и Великой Княжной Татьяной Константиновной. Высокие гости приложились к мощам преподобного Макария, осмотрели достопримечательности и реликвии монастыря в сопровождении Тверского губернатора Н. Г. фон Бюнтинга и председателя Тверской архивной комиссии И. А. Иванова.
Монастырское кладбище состояло из двух частей: в одной были похоронены представители дворянского рода Кожиных, к которому принадлежал и сам основатель обители; в другой половине хоронили служителей монастыря знатных жертвователей и членов их семейств. Лишь благодаря организованному в 1908 г. по инициативе Великого Князя Николая Михайловича сбору сведений из епархий о находящихся в их ведении кладбищах и значительных захоронениях, мы сейчас имеем возможность составить (далеко не полную, конечно) опись монастырского кладбища.
Решением Президиума Калязинского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 01 июня 1920 г. монастырь был закрыт. Его здания и территория в разное время служили нуждам различных ведомств. Перед затоплением части города в связи со строительством Угличского водохранилища, Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь в 1939-1940 гг. был разрушен.
НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР И ВОЗНЕСЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Церковь на месте Николаевского собора, посвященная покровителю мореходов и рыбаков Николаю Мирликийскому, существовала еще в Х1Y столетии. В дальнейшем храм неоднократно обновлялся. Из антиминсов, найденных при соборе, видно, что освящения церкви происходили в 1526, 1551, 1594, 1630 гг. И наконец в 1694 г. освящен был каменный храм в честь святого Николая Чудотворца (3).
Церковь в форме правильного четырехугольника имела пять белых глав в виде маковиц, увенчанных железными позолоченными крестами. На средней главе крест шестиконечный, на остальных — четерыхконечные. На вершинах крестов короны, а на подножиях — полулуния. Внутри церкви своды были покрыты росписями на сюжеты Нового завета. Деревянный престол обложен листами белой латуни с накладным серебром чеканной работы. Великолепный четырехярусный иконостас был истинным украшением храма. Особым почитанием прихожан пользовались, находившиеся в храме, иконы святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе старинного письма и Божией Матери «»Взыскание погибших»» с частицами святых мощей. Там же, в притворе на левой стороне, стояла походная створная икона Крымской кампании с живописными изображениями Нерукотворного образа Спасителя, Великомученика Георгия и преподобного Макария Калязинского. Икона защищала в походе ополченцев Калязинской № 15 дружины Государственного подвижного ополчения 1855 г.
В 1783 г., на отведенном для городского кладбища месте, устроена каменная церковь в честь Вознесения Господня, а в 1784 г. к ней пристроили два придела в честь Тихвинской Божией Матери и преподобного Макария, Калязинского чудотворца. Позднее между ними возник третий престол — в честь Успения Божией Матери. В храме свято чтилась икона Тихвинской Божией Матери — точный список с чудотворной, находившейся в Новгородском Тихвинском мужском монастыре. Граждане Калязина имели такое усердие к этой иконе, что обычно весь кладбищенский храм называли Тихвинским. Другой свято чтимой иконой являлась икона преподобного Макария с изображением в клеймах 24-х эпизодов из жизни чудотворца от рождения его до смерти. В икону была вложена частица его мощей. Подобная икона хранилась и в церкви с. Кожина, на родине Макария.
В 1792 г. на средства петербургского купца И. И. Костромина, бывшего тогда в Калязине откупщиком, построена теплая Предтеченская церковь близ Николаевского собора, с тремя престолами: главный посвящен Рождеству Иоанна Предтечи, а придельные святому Дмитрию, митрополиту Ростовскому и преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу. Достопримечательностью храма был богатый и изящный по отделке иконостас работы известного переяславского мастера Ивана Антонова, выполнявшего заказы Троице-Сергиева монастыря, а также четыре паникадила накладного серебра, работы известного Сазикова (4).
В довершение ансамбля Николаевского собора, в 1800 г. построена была иждивением прихожан каменная колокольня великолепной архитектуры. Это величественное сооружение поныне является гордостью Калязина. Одиннадцать колоколов составляли ее звонницу. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 г. на средства почетных граждан Полежаевых. Древнейший же из них «»вылит при державе Ея Императорского Величества Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской в Сибири на Невьянских железных Господина Дворянина Акинфия Демидова заводах 1738 года весу 51 пуд 11 фунтов. Лил мастер Яков Гаряев»» (5).
На Вознесенском кладбище на протяжении полутора столетий находили покой прихожане Николаевского собора. К сожалению, далеко не обо всех захоронениях дошли до нас документальные свидетельства. Несколько фамилий сохранил для нас, изданный в 1914 г., «»Русский провинциальный некрополь»». Метрические книги Николаевского собора в большинстве своем утрачены и дают информацию лишь по одиннадцати годам конца Х1Х — начала ХХ вв. Поэтому сведения о большом числе захоронений Вознесенского кладбища приводятся на основании косвенных свидетельств.
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Церковь во имя Рождества Христова возникла близ Троицкого Калязинского монастыря около 1547 г. для прихожан подмонастырской слободы. Первая деревянная церковь, сожженная поляками в 1610 г. одновременно с разорением монастыря, возродилась около 1636 г. В 1685 г. ее сменила каменная, к которой в 1708 г. трехстенником с левой стороны был пристроен каменный теплый придел во имя Иоанна Предтечи. Одновременно с церковью, в 1708 г. была построена каменная колокольня в виде конуса с небольшими уступами к верхнему ярусу. Звонница колокольни состояла из семи колоколов, самый большой из которых (более 100 пудов), «»лит 1800 года декабря 23 дня в Москве…от доброхотных дателей-прихожан мастером Петром Струговщиковым.»»(6).
Придел просуществовал более ста лет и был разобран в 1815 г. за ветхостью. Кирпич с него употреблен на удлинение и возвышение стен трапезной, где в 1822 г. устроены два каменных придела: с правой стороны в честь иконы Божией Матери Троеручицы, а с левой — во имя Рождества святого Иоанна Предтечи. Главный Христорождественский алтарь освящен в 1845 г.
В церкви наибольшим почитанием пользовалась древняя Боголюбская икона Божией Матери, пожертвованная в начале Х1Х столетия калязинской купчихой Елизаветой Курехиной. При Христорождественской церкви погребен местный святой «»отрок Иоанн»», из рода мастеровых Шишкиных. В раннем отрочестве удалился он от мирской суеты, соорудил в лесу близ монастыря землянку чуть больше размеров собственного тела и жил там отшельником, истязая плоть свою тяжелыми веригами и грубой власяницей. Паломники тянулись к нему за плотским и духовным исцелением, прихожане монастыря и ближних церквей почитали его святым мучеником за грехи человеческие. Умер «»отрок Иоанн»» в возрасте 26 лет. Над его могилой верующие соорудили деревянную резную сень, замененную позднее железной в форме небольшой часовенки. В церкви свято сохранялись его вериги и власяница.
В 1877 г. старое стенное письмо церкви заменено живописными картинами на библейские сюжеты.
До конца 70-х г. ХУIII в. все прихожане хоронились при церкви.
В 1785 г. с разрешения Тверского архиепископа Иоасафа Заболотского вблизи приходского храма отведено место для устройства кладбища и церкви во имя «»Воздвиженья Честнаго и Животворящего Креста Господня.»» Новая кладбищенская церковь была построена в 1794 г. и освящена 8 июня того же года. В то время к приходу церкви принадлежало 155 городских и 7 деревень с 69 крестьянскими дворами. К 1915 г. церковь обслуживала около 2000 прихожан. В ее ведении находились: одна церковно-приходская школа, одно приходское и два земских училища.
С 1856 г. в церкви велся синодик, а с 1869 г. — церковная летопись. Достопримечательностью кладбищенской Крестовоздвиженской церкви служил замечательный резной дубовый иконостас, выполненный в конце Х1Х в. калязинскими мастерами братьями Шишкиными.
В январе 1938 г. президиум Горсовета принял решение о ликвидации кладбища в 1-й части г. Калязина. Горожанам дозволялось в течение месяца предьявлять претензии по сносу могильных памятников. В конце февраля того же года была начата ликвидация кладбища. В 1940 г. территория кладбища скрылась под водами Угличского водохранилища.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ВВЕДЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Богоявленская церковь была построена в 1781 г. по ходатайству жителей Свистушенской слободы на высоком берегу при впадении р. Жабни в Волгу. Бывшие прихожане Христорождественской церкви, свистушенские жители направили преосвященному Арсению, епископу Тверскому и Кашинскому, прошение «»со изъяснением, что означенная церковь состоит при Колязине монастыре; а они просители жительствуют на другой стороне реки Волги, чрез которую за разлитием как в осенние так и вешние времена воды к тому ж и за случающимися бурями происходит им во всяких приключающихся до оной церкви необходимых требах великая остановка; и так по долгу христианскому положили они обещание построить в той их Свистушенской слободе в назначенном по плану сорок третьем квартале каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом святого пророка Илии…»» Епископ обратился с доношением в Святейший Правительствующий Синод и 18 июля 1779 г. по Указу Ея Императорского Величества разрешение на строительство церкви было получено (7).
В приходе новой церкви состояло тогда 80 крестьянских дворов.
Позднее в церкви устроили третий придел, посвященный Усекновению главы святого Иоанна Предтечи. Наибольшим почитанием пользовался придел святого пророка Илии так, что и вся церковь обыкновенно называлась Ильинской. К концу Х1Х в. церковь украсилась новым четырехярусным иконостасом замечательной работы. Церковная звонница состояла из шести колоколов, главный из которых весом 152 пуда отлит в 1843 г. в Ярославле на заводе купца 1-й гильдии мануфактур-советника и почетного гражданина И.П.Оловянникова мастером Семеном Горошковым.
Первое время прихожане хоронились при церкви. В 1823 г. вблизи была сооружена новая каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы, с кладбищем при ней.
К 1915 г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме 3-й части самого Калязина, еще шесть окрестных деревень и количество ее прихожан достигало 1650 человек. К церкви были приписаны одно городское и одно земское училища.
В настоящее время в здании Богоявленского приходского храма располагается Калязинский историко-краеведческий музей, а Введенская кладбищенская церковь (единственная действующая в городе церковь) выполняет роль приходской.
Примечания
1. Архив Санкт-Петербургского отделения института археологии РАН (СПб ОИА). Метрика Калязинского Троицкого монастыря. ф. Р-3, д. 6422.
2. Журнал 53-го заседания Тверского епархиального историко-археологического комитета 26.10.1910 г. Тверь. 1911.
3.»»Тверские епархиальные ведомости»» от 15.6.1899 г., № 12.
4.»»Тверские губернские ведомости»» от 3.11.1851 г., № 44.
5. Архив СПб ОИА. Метрика церкви во имя Святителя Николая, Мирликийского чудотворца. ф. Р-3, д. 6423.
6. Архив СПб ОИА. Метрика церкви во имя Рождества Христова. ф. Р-3, д. 6424.
7. Российский государственный исторический архив, ф. 796, оп. 60, д. 283.
СПИСОК ПОГРЕБЕННЫХ, С КРАТКИМИ БИОГРАФИЧЕСКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О НИХ
Августин (Полонский), ум. 6.5.1865. Архимандрит Троицкого Калязина монастыря (с декабря 1852); переведен из Архангельского Крестного монастыря; кавалер орденов: св.Анны 3 ст. и 2 ст. с императорской короной и св.Владимира 4 и 3 ст. за отличную и ревностную службу (Калязинский монастырь, в паперти соборной церкви).
Александровский Павел Александрович, ум. 7.7.1898, 48 лет. Губернский секретарь, канцелярский служитель Калязинской дворянской опеки; присяжный заседатель Кашинского окружного суда по Калязинскому уезду — далее присяжный заседатель (Вознесенское кладбище).
»
Я хотела бы получить сведения о Чекалове Анатолии Владимировиче, который, согласно семейным преданиям, был архимандритом Калязинского Макарьевского монастыря в конце XIX — начале ХХ века. Возможно, здесь есть какая-то неточность. Как было на самом деле? Спасибо.
Здравствуйте, София Константиновна!
Могу помочь Вам в этом вопросе. Как нам с Вами можно связаться?
Необходимо найти родственников по фамилии Василевский (духовная особа )
Здравствуйте, хотелось бы узнать о семье Емельянова Ивана Фёдоровича(?) купец (?) урождённый города Калязин. Сыновья Михаил Иванович, Леонид Иванович и Иван Иванович, дочь Елизавета Ивановна. Правнук Ивана Ивановиа