« Еще большему разграблению и поруганию подверглась Новгородская святыня от Шведов. „В царствование Василия Иоанновича Шуйскаго,»» так выражается летописец, „великих грех ради наших… прииде на готовое селение диаволи мечты…. воста паки ин некий зверь, нарицая себя царевичем Димитрием Углицким, и яко увидевша Польстии Литовстии людие велие неустроение в Руси и междоусобное смятение и брань, и сего ради вси устремишася на Русскую землю.»» В это скорбное время Россия, терзаемая извне и внутри самозванцами и притязаниями чужеземных монархов на корону Мономахову, вынуждена была (в 1609г.) просить помощи у соседей—Шведов. Присланный со вспомогательным войском Яков Понтус Делагард был сперва усердным сподвижником Скопина Шуйскаго в битвах против Ляхов, а потом обратил свое орудие против России — же. На обратном пути из Москвы, он опустошил Корельскую область и, пользуясь горьким положением страны, взял на копье и самый Новгород, изменнически преданный воеводою Василием Бутурлиным. Шведы с помощию одного слуги Иванка Швала, ночью на 16 июля внезапно вломившись в западную часть города в чудинцовские ворота, произвели здесь неслыханныя злодейства. „Они же,»» сказывает летописец, „окаяннии секуще и грабяще и церкви разоряюще и во святых церквах кровопролитие сотворяюще.»» С этого дня монастыри и многие храмы обратились в груды развалин, а церковная утварь и украшения св.икон сделались добычею врагов. „В Нове же граде в то время бывшим Немцам, говорится в летописи, многие беды деяху Новгородцам, и на правеже до смерти побиваху; монастыри и церкви на посаде и в уезде на Софийской стороне раззориша; и колокола и наряд весь вывезоша в Немцы, и всю Софейскую сторону раззориша и дворы пожгоша (Новг. третья лет. стр. 264—266; Ср. Русск. лит. по Никон.спис. ч.8, стр.168 —170. Там же стат. о приезде из Новгор. к Москве стр. 220). Общей со всеми Новгородскими церквами участи подвергся тогда и храм Знамения Богоматери. В росписи Новгородских церквей, сделанной в 1615 году по указу Царя Михаила Феодоровича, значатся в числе раззоренных Шведами в 1611 году и еще не обновленных: “на Ильине храм Преображенье Спасово, другой храм Пречистая Знаменье Чудотворный образ, да придел Иаков Алфеев (Прибавл. к истор. Разговор. о древност.Новгор. стр.87). Между прочим в частных рукописях по списку 2-й половины 17 столетия есть весьма любопытное повествование о чудесном сохранени храма Знамения от безбожных Латин заступлением Богоматери. Составитель этой повести, упомянув о взятии города, о бедственной участи жителей, говорит, что когда иноверные хотели войти в церковь, чтобы снять богатыя украшения с чудотв. иконы и похитить утварь, как делали уже во многих других храмах, тогда невидимая сила далеко — в притвор отбрасывала их от церковнаго порога. И это чудо повторялось столько-же раз, сколько раз употребляли они дерзновенныя усилия исполнить святотатственное намерение. Наконец, устрашенные необыкновенньм знамением, удалились без всякаго успеха и более уже не приближались к храму Богоматери. Здесь лриводим и подлинный разсказ об этом чуде: „Бысть в лето 7119 (1611) попущением Божиим за грехи наша славному сему Великому Новуграду взяту бывшу безбожными Латинянами Свейския земли; а по взятии града многое кровопролитие и убийство безбожнии православным християном сотвориша. Вшедше во град, Софийския страны полграда погании пожгоша, якоже обычай есть пленующим творити. В то убо печальное время многия Божественныя и святыя места грех ради наших от безбожных Латин осквернены быша: входяще убо безбожнии во св.церкви, и сущая на св.иконах сребряная и златая украшения вся обдираху, а св.иконы пометаху по земли и ино всяко поругание св.иконам творяху и священныя церковныя сосуды такожде расхищаху. Последи же нецыи от неверных восхотеша внити во пречестную церковь Пречистая Богородицы честнаго Знамения и тоя пречудныя церкве солнцеобразную красоту осквернити и сотворити такожде, якож и в прочих св.церквах сотвориша, неведуще силы непобедимыя воеводы Пресвятая Богородицы. Вшедше убо погании в церковный притвор во время некоего священнаго пения церковным дверем отверстым, увидеша Пресвятыя Богородицы чудотворный образ светло сияющ и всякою утварию украшен и ины многи св.иконы во украшении стояща, восхотеша вся сие осквернити и св.иконам поругание сотворити. Егда же вступиша на праг св.церковных дверей, и абие некая Божественная невидимая сила далече их отрину; и в притвор церковный многажды покушашася погании, но никакоже возмогоша внити во св.церковь, ниже коснутися чесому в ней: вииде бо трепетъ в скверныя их сердца и ужас в бесия их души; и тако отыдоша посрамлены с великим студом. Пришедше к своим, возвестиша им бывшее, и потом никтоже от неверных Свеян смеяше приблизитися ко св. церкви сей, но тако Пресвятыя Богородицы молитвами невредима и до ныне св. церковь Ея пребывает. Церковнии же клирицы поведаша преславное чудо сие всему граду и вся прославиша Бога п Пречистую Его Богоматерь (Разсказ об этом чуде напечатан в Новгор. Губерн.вед. за 1859г. в № 50). В какой мере достоверна эта повесть, решить трудно; но нельзя и отрицать пути Провидения потому только, что сказания об них сохранились лиш в частных рукописях. Не сомненно, что разсказ об этом событии заимствован из записей местнаго причта; подлинные же утрачены или при последующих перестройках, или истреблены пожаром в 1696г. с прочими документами Собора. Мы со своей стороны, допуская возможность чуда, для вразумления святотатцев, не отвергаем и раззорения храма в известной мере, о котором упоминается в росписи. Враги, зная по собственному опыту, что смертному невозможно вести открытую брань с невидимою сверхъестественною силою, могли отступиться от своего покушения на разграбление храма; но в тоже время, в досаде на свою неудачу и унижение, могли излить злобу на наружныя части храма и, таким образом, сделав возможныя ловреждения извне, удовлетворить чувству мести. Подобными неистовствами отличалась Шведская рать и при осаде Тихвинскаго монастыря, который так чудесно был сохранен чуд. иконою Богоматери. А что раззорение храма Знамения, приписанное Шведам в росписи, не было слишком значительно и что это могло случиться именно вследствие чудеснаго заступления Богоматери, заключить можно и из того, что ничего не говорится о повреждениях в приделе св.Иоанна Архиепископа; далее: ни о поновлениях, ни о поправках Собора в летописи не упоминается до 1682 года, что, без сомнения, не осталось бы не замеченным; а между тем видно, что во всё это время, от упомянутаго в росписи раззорения до перестройки Собора, в течение слишком 70 лет, и причт при нем находится, и Божественная служба отправляется неопустительно. Высказанное предноложение отчасти подтверждается и летописцем, который, описав разгром Софийской стороны города Шведами и окрестностей, замечает при этом, что “на торговой стороне Немец не бяше, но Рускии ратнии людие лавки ломающе и животы грабяще” (Новг. третья лет. стр. 266 под 1611 г.). Вообще как велики были сделаны повреждения Шведами в церкви Знамения, когда и какими средствами она оправилась, положительно неизвестно. В 1682 (7190) г., спустя 71 год после нашествия иноверных, когда Новгород начал оправляться от раззорения, “в царствование благоверных Государей Иоанна и Петра Алексеевичей при Святейшем Иоакиме Московском и всея России Патриархе и при митрополите Новгорода и Великих Лук Корнилии, та прежняя церковь Знамение Пресвятыя Богородицы разобрана и место очищено, и вновь на том же месте, пространства ради и вмещения людскаго, тщанием сего Преосвященнаго Корнилия митрополита и не малым в строение то домовыя своея казны истощанием и прилежным в деле разсмотрением, построена соборная церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, вельми пречудна и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена (Новг. третья лет. стр. 275 и 276). При перестройке собора участвовали своими приношениями и Благочестивые Государи Иоанн и Петр Алексеевичи. В старинной описи церковнаго имущества сказано, что „по челобитью тое соборные церкви протопопа Никиты Анисимова пожаловано от Великих Государей сверху, т. е. из собственной казны в Москве, сто рублев, да в Великом Новгороде из приказные палаты триста рублев, да по указу Великих Государей пожаловано из таможенных доходов денег пятсот рублев (См. стар. опись Новгор. Знам. Собора 1 л. на обор., хранящуюся в архиве Собора). Здесь помещаем и “роспись кирпичнику Якушку Щербакову в Софейской дом” о количестве кирпича, употребленнаго тогда на постройку собора. “В 1686 (194) году по лету взято кирпичу ко Знамению Пресвятой Богородицы судами, принимали Гордей Саблин да Остафей Рябинин (восемьдесят тысяч) 80,000; да зимою свезли ко Знаменью Пресвятой Богородицы деревни Колмовки Сергеевы дети 10,000 (десять тысяч). В 1686 (194) г. в Августе, да 1687 (195) г. Сентября в 6-й день Софейскаго дому сын Боярской Гордей Никифоров сын Саблин принял кирпичу у Якова Балахонца к Знамению в тех числех 42,600; в том же 1687 г. в Сентябре тот же Гордей Саблин принял подрядново кирпичу из сараев у подрядчика Тришки Ульянова 15,800. В 1687 (195) году Московскаго новаго приказу стрелец Сава Ондронов по памяти взял ко Знамению Пресвятей Богородицы по лету 10.000 (десять тысяч) кирпичу, по другой памяти тогож приказу стрелец Сава Якимов взял 7000 (семь тысяч) ко Знамению ж; по третьей памяти ко Знамению ж отдано 2400 (две тысячи четыреста) кирпичу; остальной кирпич Дмитрей взял Малгин ко Знамению Пресвятей Богородицы (дватцать две тысячи пятсот) 22,500 кирпичей; мостового взято (шестсот) 600 ко Знамению ж.” А всего кирпича по росписи употреблено 190,900 (См. подлинныя записи о принятии кирпича, хран. в архиве Собора). Постройка и украшение храма продолжались 6 лет; наконец в 1688 (7196) г. Ноября в 20 день в неделю сия новая, преудобренная церковь Знамения Богородицы была освящена самим Владыкою (Новгор. третья Лет. стр. 276). Не прошло и девяти лет, как преудобренная сия церковь опять „погорела в большой пожар 22 Мая 1696 (7204) года (Новгор. третья лет. стр. 276) и оставалась в таком положении до 1698 года — до приезда на Святительскую кафедру в Новгород Митрополита Иова. Добродетельный архипастырь, имея теплую веру к чуд. иконе Богоматери и видя в запустении храм ея, сряду же приступил к возобновлению, так что в следующем 1699 (7207) году отделка его снаружи была совершенно окончена на доброхотныя подаяния людей всех сословий, оставалось украсить его иконостасом и иконами; но скудость средств въ этот раз достигала последних пределов, так что за „полтретья рубли, три алтына и две деньги»» продано было церковное Евангелие — дар Императора Петра I, и продано, как значится в надписи на нем „скудости ради денежныя (Евангелие это продано в Ковалевскую церковь. Памятником скудости Знам.Собора в описываемое время по сию пору хранятся в кладовой два деревянные выносные подсвечника, окрашенные зеленою краскою); след., при такой крайней бедности нельзя было и думать об украшении храма. Но на этот раз Бог послал Владыке усерднаго помощника в знаменском протопопе Авраамии, который обратился с просьбою подаяния на украшение храма ко всем сословиям Великаго Новагорода и других Богоспасаемых градов. „Подвигохся, говорит он в увещании, помещенном в начале сборной, сохранившейся доныне, книги, духом и огнем любовию о храме Пречистыя Богоматере, честнаго и славнаго Ея чудотворнаго образа возгореся, и зелие возболезнова, зря ю огнем грех ради наших, от всякаго благолепия и красоты церковныя, яко деву чисту от светлых и благобрачных риз обнажену, умысли Благочестивейшаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея великия, и малыя и белыя России Самодержца молити и Его благоверных Боляр, и Князей и всех царедворцев, и Преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов, Архимандритов и Игуменов и всякаго священническаго и иноческаго чина, и сего преславущаго великаго Новаграда препочтенных гостей, и честных Посадников, и прочих Богоспасаемых градов, всякаго чина, всех Христоименитых людей, ради иконнаго и иконостаснаго благоукрашения того храма Пречистыя, Преблагословенныя, Славныя Владычицы нашея Богородицы присно-Девы Марии, честнаго и славнаго Ея чудотворнаго образа и для получения молитвами Ея вечных благ слезно просити, да всякий христолюбивый человек, истинный раб пречистыя Его Богоматере, хотяй наследити в небесных дворех дом вечный, и нетленный, дарует по силе своей, елико кто что может, и в сию хартию да впишет; да впишется самого имя его в книгах животных перстом Божиим”. Усердная просьба протопопа Авраамия не осталась без благих последствий. Митрополит Иов, как видно из вкладной книги, первый дал сто рублей на украшение храма. По примеру его тогда-же приняли участие в судьбе собора очень значительныя лица, каковы: Боярин Тихон Никитич Стрешнев; ближний окольничий Петр Матвеевич Апраксин, ближний кравчий и воевода Псковский и Наместник Владимирский Кирилл Алексеевич Нарышкин, боярин Феодор Алексеевич Головин; Князья: Иван Юрьевич Трубецкой, Георий Григорьевич и Юрий Феодорович Щербатовы, Григорий Путятин: Царевич милитинский Александр Арчилович, стольник Михаил Григорьевич Нарышкин; думный дьяк и печатник Дементий Минич Башмаков и другие многие всякаго чина люди, которые, по мере своих средств и усердия, жертвовали и деньгами и дорогими вещами на украшение храма (Жертвы всех поименованных лиц записаны в сборной книге и некоторыя собственноручно). Но замечательнее всех вкладов того времени приношения убогих иноков и инокинь окрестных монастырей и особенно следующий: „7207 (1699)г. Марта в 27 день Преосвященнаго Корнилия Митрополита душеприкащики Троицкаго Зеленецкаго Монастыря игумен Ефрем, да духовник иеромонах Макарий дали в вечное помяновение по нем Архиерее в соборную церковь Знамения Пресвятей Богородицы чудотворнаго Ее образа во украшение святаго храма ея на иконостасное кабалу в трех стах рублех на Ладожан Посадских людей на Ивана Барсукова с товарищи, а в сии соборныя книги приписал он Макарий (Сборной книги л.3 на обороте). Император Петр I с сыном своим царевичем Алексеем Петровичем тоже делали от себя вклад на украшение храма Знамения, как видно из записи о мастерах, писавших настенную живопись; но о количестве пожертвованной ими суммы не упоминается. Сверх того Государь снабдил собор Богослужебными и нравоучительными книгами, которых, по указу Его, из приказу большаго дворца прислано было 44 Номера в Генваре 1697 года. На сохранившихся до ныне двух напрестольных Евангелиях и Апостолах, триоди постной и цветной, минеи общей и прологе находится надпись по листам, свидетельствующая о времени пожертвования и о вкладчике. А Царевичем Алексеем пожертвованы тогда — большой напрестольный сребропозлащенный крест с мощами св.Угодников и Евангелие большое в сребропозлащенном окладе, печатанное на александрийской бумаге (Смотр. Старин. записную книгу пожертвованных вещей л.3 и 8 на обор., хранящ. в архиве Собора). На эти-то усердныя приношения с 1699 по 1703 год собор был украшен внутри и притом под личным наблюдением самого Преосвященнаго Иова Митрополита. В этот промежуток времени устроен великолепный резный иконостас в главную церковь Знамения и в придел Живоноснаго источника и вызолочен; написаны иконы и настенная живопись внутри храма н снаружи:!). Эта последняя работа производилась бывшим московскаго посольскаго приказа золотописцем Федором Юрьевым и иконописцем Иваном Бахматовым. Здесь помещаем и сохранившиеся отрывки из подлинных, документов о внутреннем украшении собора с соблюдением орфографии подлинника. /…./ К 1703 году, при неусыпном попечени митрополита Иова, собор был окончательно отстроен и, по отзыву летописца, украшен ,,иконами и иконостасом добрым мастерством и стенным письмом внутрь и вне»». Память добраго Архипастыря по ныне чтится в Знаменском соборе. В одном из старинных синодиков род Преосвященнаго Иова записан первым, и при каждой почти Божественной службе возносится об нем усердная молитва. С 1699г. до настоящаго времени, в течении почти двух столетий, Собор существует в том же виде, только по временам внутри и снаружи его производились некоторыя поправки и поновления; но эти частныя видоизменения ни мало не касались общаго вида его. В 1735 году протопопом Родионом Петровым в нижнем этаже южной паперти устроен был придел во имя св. Апостола Матвея и устроен, как значится в возникшем по этому случаю деле, „для обретающихся при церкви Знамения богадельных нищих, понеже де теплой церкви при том Соборе не имеется»». Причина к построению придела, по видимому, была благовидная и добрая; но так как Протопоп Родион Петров и придел построил и иконостас и св. иконы написал не только без согласия причта, даже без дозволения и ведома начальства, то поэтому церковь не была освящена и, кажется, сряду же была уничтожена; потому что об ней нигде, ни в записях, ни в описях, не упоминается; да и сам строитель был предан суду за своеволие (Смотр. копию с экстракта из дела, выданную за № 24 из архиерейскаго разряда и Консисторскаго собрания, хранящ. в соборном архиве). В 1745 году июпя 6 дня сделался пожар в доме диакона Никольскаго Собора и оттуда распространился на другия здания торговой стороны. Теснота постройки, близость к св. Храмам деревянных домов и лавок были причиною того, что от него пострадало на торговой стороне много церквей, не говоря уже о множестве погоревших частных и общественных зданий. В Знаменском Соборе тогда повреждены: “1) над св. воротами кубовастая двойная глава и две главы, крытыя чешуёю; 2) на Тех же воротах иконное написание настенное с обеих сторон; 3) на одной каменной палате, и от церкви кругом на оградной каменной стене с городской стороны до колокольни и над входным большим церковным крыльцом, на кровлях и внутри ограды тесу, да на посомах, и на шеломах, и на подкладах бревен и гвоздья сгорело и сломано много; 4) при той же церкви во время онаго пожара разломана над приделом святителя Алексея Митрополита Московскаго глава, которая была опаяна жестью; 5) при оной же церкви на крыльце и в паперти в то пожарное время разбито и от жару потратилось много оконниц стеклянных (Смотр. в консистор. архиве доношение Св. Синоду л. 22, 23 и 24 д. дело №810; там же ведомость о погоревших церквах в Новгороде от 20 июня 1745г. за № 281). Но все эти повреждения, простиравшияся по тогдашней оценке на сумму 472 р., тогда же были исправлены и церковь Знамения была возобновлена (См. доношение Консистории в 1747г. л. 149 на обор. в Консистор. архиве). В текущем столетии Собор опять был обновлен, и тогда внутри его произведены некоторыя переделки: в 1819 г. паперть с южной стороны обращена в теплую придельную церковь, в которую устроен иконостас и пожертвованы иконы от помещицы Анны Чеглоковой (Смотр. указ Д.Консист. от 13 Дек. 1817г. за № 5283 и опись пожертвованных икон в собор. архиве); в 1844 — 45 годах пол выстлан шлифованною путиловскою плитою в Соборном храме и в приделе Живоноснаго источника, в западной паперти, на крыльце и на площадке пред крыльцом; а в 1846—1848 годах по благословению Преосвященнаго Митрополита Антония вызолочен древний иконостас, поновлены иконы и настенная живопись в Соборе, приделах н паперти, также перекрыта кровля и окрашена медянкою. Это возобновление производилось частию на сумму, пожертвованную Св.Синодом, частию на щедрыя жертвы известной по своей благотворительности Графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской и других жертвователей (См. подлин. переп. в собор. арх. о работах и поновлениях, производ. в Знамен.Соб. в показанные годы). За тем в конце 1879 и в начале 1880 г.г. возобновлен придел в честь Казанской Божией Матери (Указ Д. Консистории от 24 июня 1879г. за № 4203). В этот раз на средства купца И.С.Иванова устроен в приделе новый иконостас с написанием новых местных нкон, новый каменный пол из плиты; а вместо каменной стены, отделявшей придел от паперти, устроена железная, бронзированная решетка со створчатою дверью (На устройство придела Каз. Б. М., с пожертвованием полнаго архиерейскаго облачения и 4-х облачений священнических, употреблено купцом Ивановым свыше 6000р. с.; См. донесение в К. от 8 Февр.1880г. за №13). Наконец в 1885, 1886 и 1887 годах Собор во всех частях заново отделан и благолепно украшен. Неустанным благотворителем н благоукрасителем храма Царицы Небесной в эти три года был Н.Д.Адрианов. Им устроены: новая железная кровля на всем здании Собора, с окраскою ея и позолотою всех крестов, и капитально исправлены все повреждения в стенах храма. Внутри храма устроены: а) 6 массивных сребропозлащенных риз на местныя иконы за зеркальными стеклами, 9 малых риз на иконы царских врат и другия; б) сребропозлащенная риза на икону Скорбящей Божией Матери в притворе с богатым киотом; в) замечательная металлическая одежда на жертвенник главнаго храма, на которой вычеканены все угодники Б., подвизавшиеся в разных местах Новгородской области, числом около 74-х и все явленныя иконы, прославившиеся чудотворениями; г) новая железная решотка во всю ширину главнаго храма и обложенныя медью поручни для огражденья иконостасов и икон. Перестроен придел во имя Святителя Алексия, с устройством в нем отделения для ризницы и с настилкою в нем пола из шлифованной плиты и отделен от паперти, вместо каменной, железною решоткою; а снаружи устроен вход в придел с каменным крыльцом и панель вокруг всего Собора с оградою. Иконостас и иконы как в Соборном храме, так и в приделах, а также живопись храма, приделов, папертей, на крыльце и снаружи Собора возобновлены с позолотою всех венцев на святых. Словом: не осталось в Соборе места и вещи, которыя бы не были возобновлены и исправлены. Сверх того не мало устроено вновь дорогих икон, пожертвованы Евангелие в сребропозлащенном окладе, два седмисвещника, несколько подсвечников к иконам, несколько сребропозлащенных лампад для возжения елея и несколько дорогих ковров. Все жертвы незабвеннаго благотворителя Н.Д.Адрианова простираются свыше 30,000 руб.сер. (Смотр. подлинную переписку о жертвах г.Адрианова: в соборном архиве за показанные годы). Так обстроивался и украшался храм в честь Чуд. Иконы Знамения Божией Матери в разныя времена своего пятивековаго существования. К числу его дателей и вкладчиков были 1) цари: Иоанн Васильевнч IV с сыном Иоанном, Михаил Феодорович, Царица Марфа Феодоровна и Параскева Феодоровна; Государи: Иоанн н Петр Алексеевичи; сын Великаго Царевич Алексей и Царевна Екатерина Алексеевна; 2) Святители: после Св.Моисея, Митрополиты — Макарий 1, Питирим, Корнилий, Иов и другие. Хотя время не сохранило до нас всех милостивых приношений царственных особ, но об них, равно как и об именах жертвователей, упоминается в записях Собора. Но сколь велико было усердие прежних граждан Новгорода к храму Богоматери, довольно указать здесь на безпрерывное его существование при всех невзгодах Новгорода в продолжении 5 веков. Нынешний благолепный храм служит доказательством того, что ни общия бедствия Новгорода, ни частныя несчастия Собора не могли охладить усердия к нему. Благочестивые Боголюбцы не жалели средств на возобновление святыни каждый раз, как только она начинала приходить в упадок, чему самым убедительным доказательством служит возобновление и благолепное украшение храма Царицы Небесной в последние годы человеком не богатым средствами, но богатым благочестием, благоговением и нелицемерным усердием к Пренепорочной Матери Спасителя нас грешных. …”. Между временем написания “Исторического известия…” и 2004 годом Знаменский собор Великого Новгорода пережил многое. О судьбе храма в 20 веке — читаем в брошюре “Знаменский собор” Л.Секретарь, Т.Царевская, Москва-Великий Новгород, 2001г., (стр.14-15): “…Значительные повреждения памятник получил в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, по-видимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму. Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М.Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П.Никольская и Н.Н.Кузьмина. Г.М. Штендер и Н.М. Кузьмина выполнили проект реконструкции собора на первоначальную дату. Г.П. Никольская разработала проект реставрации колокольни. Восстановление стенописей собора было начато в 1950-ые годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-ые годы бригадой новгородской реставрационной матерской. В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами иногда исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля…”. Итак, “в плюсе”: Знаменский собор сохранился до наших дней, и находится во вполне удовлетворительном состоянии. И, “в минусе”: он используется не по назначению. Хотя, при общей малочисленности приходов и невысоком интересе горожан к собственной духовной жизни — наверное, так и лучше. Мне кажется, было бы оскорбительно, если бы в центре города в одном из древнейших соборов Руси на службу собиралось 10-20 прихожан (что я и наблюдал в нескольких других новгородских храмах. В заключение — один, на мой взгляд, любопытный факт. Как я уже говорил, рядом с Знаменским собором находился т.н. “Ильинский раскоп”. Как следует из результатов проводившихся там в 60-х годах археологических исследований, на этом месте располагался в сер.14в. двор наместника Феликса. Его предположительные родственные связи с Мишиничами мы установили в “Попытке реконструкции…”. Здесь же я хотел бы обратить внимание читателя два момента. В 1889г. еще сохранились в иконостасе Знаменского собора некоторые старинные иконы. В 111 ярусе посередине располагалась икона Спасителя. По правую руку от Спасителя — Ап.Павел, Евангелисты Матвей и Марк, Апп.Иаков, Варфоломей и Фома. По левую руку — Ап.Петр, Евангелисты Иоанн и Лука, Апп.Андрей, Симон и Филипп. Как видно, здесь изображены небесные покровители всех живших в 14 веке бояр Мишиничей! Причем, над каждым Евангелистом находилось изображение “его животного” (Орел, Лев, и др.) Над Евангелистом Лукой — разумеется, был изображен Телец, или Овен. ../imageproc/file.asp?FileID=742 Все известные Овины и Овиновы, исходя из рез-тов “Попытки реконструкции…” — практически наверняка, потомки ЛукиВарфоломеича. Так может быть, происхождение фамилии все же связано не с овином, а с названием животного, соотв.небесному покровителю Луки Варфоломеича?