Время появления Шогрыша.
Название деревни Шогрыш впервые встречается в 1662 году в росписи потерь крестьян от башкирского набега. Перечислены потери шести семей. Маловероятно, что при разгроме деревни хоть одна семья смогла избежать потерь. Очевидно, что названы все, кто в это время имел в деревне «на Шогрыше» дворы и хозяйства.
По порядку описания названы:
Гришка Иванов с сыном с Екункою да со внуком з Гаврилком,
Гришка Тимофеев Ездин,
Ивашко Шипицын,
Первушка да Якунка Ходорошковы (Худорошковы) с братьями Оскою и Ондрюшкою.
Исачко Борисов Бабик (Бабин, Бабинов),
Юшка да Федка Шихиревы (Шехиревы).
Когда же возникла деревня Шогрыш? В переписи 1659 года она еще не значится. Жители Шогрыша из росписи 1662 года проживали в 1659 году по другим деревням Невьянской слободы: Гришка Иванов (Налим), Гришка Ездин и Ивашко Шипицын – в Бабиновской; Бабины, Шехиревы и Худорошковы – в Яланской (сейчас – в Синячихинском районе). Таким образом, все крестьяне списка деревни Шогрыш 1662 года тремя годами раньше записаны в других деревнях, а самого Шогрыша в переписи нет. Казалось бы, все ясно – Шогрыш основан между 1659 и 1662 годами.
Но не все так просто. Освоение новых земель шло поэтапно. Сначала крестьяне получали отдаленные наделы земли, ездили в сезон ее обрабатывать, ставили временные дома (заимки). Фактически, они жили на две деревни, одна из которых таковой не считалась.
Например, в той же росписи потерь от набега у целой группы невьянских крестьян перечислены потери «в деревне на заимке» в Арамашевской слободе. По мере увеличения крестьянских семей происходило их разделение. И только после этого заимки становились настоящими деревнями с постоянным населением. Ничто не мешает предполагать, что и деревня Шогрыш на первом этапе существовала как коллективная заимка крестьян Яланской и Бабиновской деревень.
Дополнительную информацию к размышлению дает перепись 1680 года, в которой сообщается о месте рождения всех дворохозяев, а для родившихся за пределами «Сибири» — и о времени прихода. Пятеро дворохозяев деревни Шогрынской показаны родившимися в самой деревне. Даты их рождения, соответственно, позволяют уточнить время возникновения деревни. И хотя в переписи встречаются неточности, эти пять случаев полезно проанализировать.
Архипко Кондратьев сын Потоскуев. В 1666 году в возрасте двенадцати лет жил с отчимом в деревне Яланской. Родился, соответственно, около 1654 года.
Якушко Григорьев сын Налимов. Написан в переписи 1659 года в деревне Яланской. В росписи 1662 года написан как погибший в Шогрыше вместе с отцом, но, очевидно, уцелел. В 1666 году записан в деревне Первуновской в возрасте 12 лет. Следовательно, родился около 1654 года.
Федька Григорьев сын Косачев. В 1659 и 1666 годах написан в деревне Яланской. Возраст не указан, но он старше брата Ромашки, которому в 1666 году показано двадцать лет. Следовательно, Федька родился около 1645 года.
Елфимко Григорьев сын Налимов. Брат Якушки. Написан в переписи 1659 года в деревне Яланской. В 1666 году жил в Первуновской в подворниках у Кирилка Аверкиева. Возраст не указан, но, судя по порядку записи в 1659 году и по возрасту детей, он младше Якушки Налимова.
Терешка Иванов сын Пелымцов. Идентифицировать ни с одним жителем Невьянской слободы не удалось.
Таким образом, сведения о рождении сразу нескольких жителей Шогрынской в самой деревне, дают основание предполагать ее возникновение в 1640-х годах. Но окончательно на этот вопрос смогут ответить только документы об отводе земель на Шогрыше.
Первопоселенцы.
Кем же были первые жители деревни? Выше сказано, что все они в переписи 1659 года записаны в деревнях Яланской и Бабиновой. Обе деревни относятся к старейшим в Невьянской слободе.
Бабиновская была поставлена известным прокладчиком дорог Артемием Бабиновым, видимо, еще до создания Невьянской слободы — в 1619 году. По каким-то причинам ее нет в переписи 1624 года, возможно, записана под другим названием. Переселенцы на Шогрыш Ездины известны в Невьянской слободе с 1626 года; происхождение неизвестно. Налимовы известны с 1637 года. Родоначальник в документах проходит как «Чусовитин». Вероятно, пришли на Нейву с Чусовой. Шипицыны в Невьянской слободе появляются в 1633 году как пасынки крестьянина Ивашки Стогова. С 1652 года хозяйствуют самостоятельно. С 1666 года известны под фамилией Широковы. Скорее всего, родственники тагильских Шипицыных, основателей Ирбитской слободы, выходцев из Прикамья (Перми Великой).
Деревня Яланская возникла в первые годы существования Невьянской слободы – между 1621 и 1624 годами. Первые жители были выходцы из Казанского уезда. О шегринских первопоселенцы из этой деревни удалось узнать следующее. Бабины известны с 1645 года как подрядчики, а с 1652 – как самостоятельные крестьяне. Худорошковы известны с 1633 года сначала как Сысольцы; с 1645 фиксируется с прозванием Худорошко. Вероятно, выходцы из Сысольской волости. Шехиревы относятся к самым первым жителям Невьянской слободы. Прибраны в год образования слободы – 1621. В 1624 году жили отдельной деревней, которая так и называлась — Шехирева. Происхождение семьи неизвестно.
После башкирского разорения на некоторое время берега Шогрыша, как и другие южные окраины Верхотурского уезда опустели. Бывшие жители Шогрыша в переписи 1666 года написаны в деревнях свого более раннего проживания. Бабины, Худорошковы и Шехиревы показаны в Еланской. Налимовы написаны в Первуновской, но, видимо, в переписи название деревни Бабиновской стоит не на месте. Фамилия Ездин после 1662 года в Невьянской слободе и во всем Верхотурском уезде не встречается.
Шогринское в 1680 году.
Следующий состав жителей деревни Шогрынской известен по переписи 1680 года.
К этому времени деревня представляла собой крупный для Западной Сибири населенный пункт из 26 дворов. Кроме пятерых, родившихся в самой деревне (см. выше), хозяева пятнадцати дворов показаны родившимися в Невьянской слободе, двое – в других слободах Верхотурского уезда (Тагильской и Ницынской), четверо пришли «в Сибирь» из других уездов Устюжского, Чердынского и с Чусовой). Но это не значит, что переселение происходило из названных регионов прямо в деревню Шогрынскую. В приведенной ниже таблице приведены фамилии жителей деревни Шогрынской в 1680 году с указанием количества дворов. Далее приведены сведения переписи о происхождении дворохозяев. В третьем столбце показано место проживания этой семьи в переписи 1666 года.
БАБЕНКОВЫ 1 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
БАБИН(ОВ)Ы 1 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
ДОБРЫНИНЫ 1 «в Тагильской слободе» дер. Еланская
КАЗАНЦОВЫ 1 «на Чусовой в Камасине дер. Первуновская
волости. В Сибирь в 151 г.»
КОМШИЛОВЫ 1 «в Невьянской слободе» Невьянская (сама) сл.
КОСАЧЕВЫ 1 «в Шогрынской деревне» дер. Еланская
КУЗМИНЫ 1 «в Невьянской слободе» дер. Первуновская
КУЗНЕЦОВЫ 1 «в Ницынской слободе» дер. Еланская
НАЛИМОВЫ 2 «в Шогрынской деревне» дер. Первуновская
(Бабиновская?)
НЕВЕРОВЫ 2 «в Чердынском уезде, не найдены
в Редикорской волости.
В Сибирь в 169 и 184 гг.»
НОГИНЫ 1 «в Устюжском уезде не найдены
в Утмоновской волости.
В Сибирь в 177 г.»
ПЕЛЫМЦОВЫ 1 «в Шогрынской деревне» не найдены
ПОТОСКУЕВЫ 1 «в Шогрынской деревне» дер. Еланская
СОЛОНИНИНЫ 2 «в Невьянской слободе» Невьянская (сама) сл.
УСТИНОВЫ 1 «в Невьянской слободе» дер. Первуновская
ХУДОРОШКОВЫ 3 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
ЧЕХОМОВЫ 1 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
ШОХИРЕВЫ 4 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
Таблица наглядно показывает, что все жители деревни Шогрынской, кроме недавних переселенцев «с Сибирь», выходцы с локальной территории в центре Невьянской слободы. Исключением является только семья Пелымцовых. Судя по фамилии, они связаны с Пелымским уездом, но показаны уроженцами деревни Шогрынской. Вероятно, семья переселилась в Пелым из Невьянской слободы, потом решила вернуться. В этом случае, весьма вероятно родство Пелымцовых с одной из семей из росписи 1662 года.
К 1680 году возникла и соседняя с Шогринским Мостовское. Почему-то в переписи она названа «деревня Мостовая на реке Режу». В ней насчитывалось пять дворов, в которых проживали представители четырех фамилий. Несмотря на меньшую численность, население Мостовой было более разнообразно по происхождению. В ней поселились не только выходцы из центра Невьянской слободы, но и из других мест Верхотурского уезда.
ЛАПТЕВЫ 1 «в Тагильской слободе» Тагильская слобода
ЛОСКУТОВЫ 1 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
УСТИНОВЫ 2 «в Невьянской слободе» дер. Голубковская
ЩУПОВЫ 1 «в Невьянской слободе» дер. Еланская
Конец XVII – начало XVIII веков. Административные курьезы: два в одном.
Следующий список деревни Шегрынской обнаруживается в списке Арамашевской слободы за 1696 год. В нем значится всего пять дворов. В четырех из них живут семьи из переписи 1680 года (Шехиревы – 2, Бабины, Налимовы). В пятом дворе показана семья Деевых, жившая в 1680 году в деревне Подоселинской Арамашевской слободы. Куда же делись остальные два десятка дворов?
Здесь мы сталкиваемся с труднообъяснимым фактом принадлежности жителей одной деревни к двум разным слободам. За 1696 год списков Невьянской слободы не найдено. Но в крестьянской книге 1709 года, в которой податное население разделено не только по дворам, но и по десяткам, Шогрынский (Шегринский) десяток написан и в Невьянской и в Арамашевской слободах. Десяток включал в себя группу соседних деревень. Численность дворов вовсе не равнялась десяти, а могла быть любой. В невьянском числилось сорок одна податная группа (семья), в арамашевском – двадцать две.
Численность дворов в это время дает перепись 1710 года, в которой в невьянском Шегринском десятке показано 32 двора. Арамашевская слобода в этой переписи на десятке не разделена, поэтому судить о численности дворов в нем сложнее.
Сравнение с ревизией 1719 года, показывает, что в невьянский Шегринский десяток входили деревни Егоршина, Мостовская, Налимова, Шегринская и Сарафанская; в арамашевский соответствующий десяток – Кожевина, Налимова, Шегрыш, Хайдук и Сарафанная. Очевидно, что оба десятка занимали одну и ту же территорию. Следовательно, географический фактор был не главным для принадлежности к слободе.
Деревни Егоршина, Хайдук и Сарафанная написаны в списке Арамашевской слободы 1696 года. Все они были заселены крестьянами Невьянской слободы. В шести дворах Егоршиной жили только Кожевниковы, числившиеся в переписи 1680 года в деревне Бунковой. Хайдук и Сарафанную заселили из Шегринской. В Хайдук переселились Кузьмины и Солонинины (по одному двору), в Сарафанную – Потоскуевы (три двора). Но это сведения только об арамашевских крестьянах. Конечно, в это время здесь жили и невьянские крестьяне и, наверняка, их было больше.
Шегринская округа в 1719 году.
Точную картину заселения Шегринской округи дает только ревизия 1719 года.
В невьянском списке деревни Егоршиной было семь дворов (Бабкины – 2, Малого – 2, Поздеевы – 1, Скутины — 2), в Мостовской – десять (Корелины – 3, Малого – 1, Свалухины – 5, Сметанины — 1), в Налимовой один двор Налимовых, в Шегринской — восемь дворов (Свалухины – 1, Скутины – 2, Чехомовы – 4, Щуповы — 1), в Сарафанской — три (Беспамятного – 2, Зайков — 1). Всего 29 дворов. Все новые, по сравнению с переписью Поскочина, фамилии переселились из деревень Невьянской слободы. Бабкины и Беспамятного в 1680 году жили в центральном поселении слободы, Зайковы – в деревне Бабиновской, Корелины и Малого – в Яланской, Поздеевы (ветвь Кузьминых) – в Бобровке, Свалухины – в Толмачевской, Скутины – в Федосеевской. Сметанины выделились из фамилии Щуповых уже в Мостовской.
В Арамашевской слободе числилось тринадцать крестьянских дворов этой округи. В Кожевиной – шесть дворов (все Кожевины), в Налимовой – один двор Налимовых, в Шегрыше – три двора (Никоновы, Мироновы и Митрофановы), в Хайдуке – один двор Потоскуевых, в Сарафанной – два двора Потоскуевых. Кроме того, имелось шесть бобыльских дворов – по три в Шегрыше (Ларионов, Шастов, Шибаков) и Хайдуке (Асановых, кузнец Никонов, Потоскуев). В Хайдуке также было три двора Никоновых, имевших статус русских ясачных людей. Все новые, в сравнении с данными 1680 и 1696 годов, фамилии, происхождение которых удалось выяснить, происходят из Арамашевской слободы. Мироновы – из деревни Мироновой, Митрофановы – из центрального поселения, Никоновы – из деревни Никоновой.
Таким образом, хорошо видно, что на раннем этапе (до 1719 года) практически все жители Шегринской округи были выходцами из деревень Невьянской и отчасти Арамашевской слобод Верхотурского уезда. То есть, состав, населения был относительно однородным, сформировавшимся на Урале на ограниченной территории в одинаковых условиях.
IV выездное заседание АртО УИРО, с. Шогринское. 17.04.2009.