«Шеджерология — отрасль генеалогического знания, изучающая родословия мусульман — тюрков. В России традиции шеджере (генеалогическое древо) особо бережно хранятся у казанских татар и башкир. Шеджере бывают разные, многие передаются устно как легенды, некоторые обрели письменную форму выражения. Попытаюсь обобщить скромный опыт изучения истории своей семьи для того, чтобы дать читателю наиболее полное представление о тюркском родословии — шеджере.
Письменные источники. Шеджере, книги, могильные камни.
Шеджере Ардашира. Первым ставшим мне известным письменным источником стало шеджере, составленное прабабкой автора по материнской линии Магрифой Ильясовой (1907-1992). Это родословное древо представляет собой обширный свод генеалогической информации, повествующий о 6-7 коленах родства, насчитывающих порядка 100 членов. Шеджере ведет начало от муллы (духовного руководителя мусульманской общины) Ардашира. Среди 7 сыновей Ардашира была одна дочь Морва, которая приходится мне прапрапрабабкой. Отличительными особенностями этого шеджере является то, что 1) оно написано уже в 1980-х годах, на новотатарском языке, а это значительно облегчает перевод и обработку материала, 2) в шеджере нет ни единой даты и фамилии — только имена. Сразу после перевода шеджере на русский язык возник вопрос о подлинности этого источника, а также об установлении дат рождения указанных в древе родственников. Для этого мною была предпринята поездка на <родину> шеджере — аул Каразирек Бураевского района Башкортостана. Уже в первые дни общения с дальними родственниками — потомками Ардашира — выяснилось, что шеджере подлинное и является списком с какого-то более раннего шеджере, находящегося у потомка Ардашира, живущего за пределами аула. Удалось установить некоторые даты рождения и смерти, но осталась невыясненной дата рождения муллы Ардашира. Если учесть, что по устоявшейся традиции в родах татар приходится по 4 колена на столетие, а при этом шеджере Ардашира оканчивается 1980-ми годами, тогда датировать его начало (рождение Ардашира) можно 1810-20 годами. Самой ранней точно известной датой, относящейся к шеджере Ардашира, является 1869 год — дата рождения моего прапрадеда, отца Магрифы и внука Ардашира Мухаммадгарифа. Эта дата найдена при изучении актов записи о смерти Бураевского районного отдела ЗАГС за 1954 год.
С Мухаммадгарифом связано несколько интересных моментов и открытий в сфере моей родословной. Дело в том, что Мухаммадгариф был очень грамотным человеком, много читал и писал. Сохранились не все его записки, а только их малая часть в виде записей на полях Корана. Замечательное казанское издание Корана 1901 года передала автору этих строк сестра Магрифы, дочь Мухаммадгарифа Аниба (1931 — 1996). Страницы книги испещрены разного рода записями, начертанными аккуратным почерком на старотатарском языке. Вот пример подобной записи: <کیلدی بیبی حنم دونیعا کوانره 3 اوکتابردا 1912>. Для меня эти записи стали важным источником информации только после того, как я изучил основанный на арабской графике старотатарский язык. Несколько месяцев кропотливого труда позволили перевести записи из Корана. Их можно подразделить на записи двух типов: а) памятные записи о необычных событиях (например, отметка о снеге, выпавшем 28 июля 1934 года), б) записи дат рождения и смерти родственников Мухаммадгарифа. Приведу перевод и комментарий наиболее значимых <генеалогических> записей.
С. 187 — 1923 год среда родился Эхмедвали; 1926 марта 27 дня родился Сулейман. Эхмедвали — сын Мухаммадгарифа от второй жены, единокровный брат Магрифы, о нем имеется запись, оставленная Магрифой в другом источнике — на странице книги Галимжана Аль-Баруди <Ауалю Анназар Фита> (Казань, 1909); Сулейман, по всей видимости, тоже сын Мухаммадгарифа от второй жены, но никаких данных о нем нет.
С. 202 — апрель 1947 года умер Эхмедвали (?). Имеется в виду тот же человек, что и на странице 187.
С. 204 — 1943 год умерла Салима, дочь Мухаммадгарифа. Похоронена апреля, 25 дня. Салима — дочь Мухаммадгарифа от второго брата.
С. 257 — 1912 год, октября 3 дня миру явилась Бибиханум (эта запись приведена выше в арабском варианте — Д.С.); 1913 год, 28 июля умерла в воскресенье в 7 часов Бибиханум. Сведения о ней не сохранились, скорее всего, это рано умершая дочь Мухаммадгарифа от первого брака.
Магрифа, как упоминалось выше, также составляла записи на полях книг. Одна из наиболее интересных из них — книга Галимжана Аль-Баруди <Ауалю Анназар Фита>. На 3 странице этой книги на новотатарском языке оставлена запись о том, что 11 июня 1931 года родилась дочь Гарифа (сокращенное от имени Мухаммадгариф) Аниба.
Таким образом, в этих двух источниках можно найти упоминание о пяти (не считая Магрифу) детях Мухаммадгарифа, что значительно расширяет шеджере Ардашира, в котором говорится лишь о самой Магрифе и Анибе.
Шеджере Туйтабирде. Жители Каразирека гордятся своей историей (Каразиреку, по некоторым данным, порядка 700 лет), многие аксакалы (старожилы, старейшины) рассказывают о некоем родоначальнике по имени Туйтабирде (буквально — рожденный на свадьбе). Как указывалось выше, шеджере Ардашира — список с более раннего шеджере, принадлежавшего именно прямым потомкам Туйтабирде, составленного несколько столетий назад. Поиски этого источника заняли много времени. Один из неполных списков шеджере я нашел случайно в Екатеринбурге у потомка Ардашира Р.К. Гаврищук. Вот дословный перевод с татарского этого родословия: <С 1556 года. У Туйтабирде было три сына, первый был Борежмет, второй - Кучтэнэй, потом - Кунаксай. У Борежмета три сына: Куштымбирде, Бактымбирде, Илбылды. У Илбылды был сын Ярбаш, у Ярбаша - Кунакбаш, у Кунакбаша - Танбыч, у Танбыча - Сэндеш, у Сэндэша - Уразай, у Уразая - Исмак. У Исмака - три сына - Зэнэгабетдин, Башир, Зубаер, У Зубаера сын Вахит, у Вахита дети - Фахретдин, Бахаутдин, Саифетдин, Гимашетдин, Сафаргали, Гаплатыф. У Бахаутдина дети: Мансур, погиб в первую мировую войну, Хаматшаех, Садык, Галяутдин, Бинетдин, Камал, Хаматгали. У Галяутдина дети Яхия, Исламшарига, Фазлетдин, Шаихлислам, Гайса, Исламшаех. У Исламшариги - Гата, Фазыл, Фатих (1908-2003 - Д.С.), Абсикарам, Хаматкарам >. Анализ этого шеджере позволяет сделать вывод, что представленные 16 колен (на начало ХХ века) действительно могут происходить из середины XVI века: об этом говорит число колен. Однако нельзя не заметить тот факт, что первое мусульманское имя в шеджере — Зэнэгабетдин — находится в 10 колене от родоначальника — Туйтабирде. Если учесть, что волжские булгары (предки казанских татар) приняли ислам в 922 году, то представляется странным наличие исконно тюркских имен в течение 10 поколений, таким образом, вполне вероятно и то, что предки жителей Каразирека не были мусульманами изначально. Представленный текст шеджере не является полным, поскольку не указаны боковые ветви, от одной из которых и происходит, по семейной легенде, Ардашир.
Шеджере Боян Кули. Существует еще одно интересное шеджере, найденное в 2003 году среди книг жителя Каразирека Шамгый Камаловой. Однако к этому источнику следует подходить более чем критично, поскольку подтвердить или опровергнуть содержащиеся в нем данные пока не удалось. <После прихода <страшных> Боян Кули хан бежал из Джукетау и у Каменной горы остался жить. Потомок у него был Ажунбай. У Ажунбая 3 сына было. Один был Атахан, у него сыновья Б<аганай>, Байбарс, К<:>мас, у Баганая сын Сабанай, у него — Лачынбарс. У него сын Юмай. У Юмая сын Котлыбарс, у него — Корычтимер, у него сын Иделхан, у него внук был Туйтабирде. Родился Туйтабирде в 965 году. У Туйта<бирде было три> сына, первый был Борежмет. У него тоже три сына: Куштымбирде, Бактымбирде, Илбылды. У Илбылды был сын Ярбаш, у Ярбаша — Кунакбаш, у Кунакбаша — <Танбыч>, у Танбыча — Сэндеш, у Сэндэша — Уразай, у Уразая — Исмак. У Исмака три сына было — Зэнэгабетдин, Башир, Зубаер, У Зубаера сын Вахит, у Вахита — Фахретдин, Гаплатыф, Бахаутдин,. Такова история людей из Каразирека> . Шеджере начинает повествование со времен прихода <страшных>, вероятнее всего, монгольских орд. Упоминаемый город Джукетау (Жукотин по русским летописям) — булгарский город, упадок которого приходится на время нашествия монголов, а Каменная гора (Ташлы тау) находится неподалеку от Каразирека. Начиная с 12-13 поколения от Боян Кули повторяется шеджере Туйтабирде, но указывается иная дата — 965 год. По всей видимости, датировка произведена по Хиджре (мусульманскому лунному календарю), при этом 965 год соответствует 1558 году от Р.Х., что, в принципе, не противоречит шеджере Туйтабирде (напомню, что в нем указывается 1556 год). Когда же было составлено шеджере Боян Кули? Судя по тому, что обрывается текст на Бахаутдине, а последний был прадедом Фатиха Шарыгина, родившегося в 1908 году, то шеджере можно датировать первой четвертью XIX века.
Шеджере Ногмана. Этот источник — наиболее загадочный из всех, поскольку возможности правильно прочитать его пока нет. Это шеджере обрывочное, начертано Магрифой Ильясовой на обороте шеджере Ардашира. Ногман был отцом Мухаммадгарифа и, соответственно, супругом Морвы, дочери Ардашира. Нечеткость почерка и неясность логики построения шеджере, к сожалению, не позволяют правильно понять его.
Интересным и перспективным источником генеалогической информации, на взгляд автора, служат старые мусульманские кладбища — зиараты. Дело в том, что в северо-западной Башкирии, где находится Каразирек, на могилы устанавливали с древних времен камни с высеченными именами и датами. К сожалению, мне удалось узнать сравнительно немного из исследования этих камней, поскольку работа такая требует довольно много времени.
Устные источники. К устным источникам можно отнести устные предания, легенды и шеджере, передаваемые из поколения в поколение. Так, например, в Каразиреке бытует легенда об ином основателе (не о Туйтабирде) аула. Рассказал ее автору этих строк потомок Ардашира историк М.Н. Миннуллин. По этой легенде, первым жителем был некий Апуг, пришедший в эти места из какого-то Булгарского города во время нашествия монголов. Если учесть, что и шеджере Боян Кули настаивает на бегстве от захватчиков, можно посчитать, что шеджере и легенда имеет общий корень, либо одно и тоже основание.
Из поколения в поколение передавалось устное шеджере Ильяса. Его поведали мне двоюродный брат моей бабушки по материнской линии Ф.М. Ильясов и ее тетка Марьям Ильясова. По этому родословцу у Ильяса был сын Шигабетдин, у Шигабетдина -Бахаутдин, у Бахаутдина — Галяутдин, у Галяутдина — Гыйлметдин, у Гыйлметдина — Гимазетдин (1868 — 1948 — Д.С.), у Гимазетдина — Маргаметдин (1905 — 1937), Моглетдин (1909 — 1938), Эммэгульсум (1911 — 1968), Гусман (1915 — 1995) и Марьям ( род. 1918). К слову, Маргаметдин Ильясов был супругом автора двух шеджере (Ардашира и Ногмана) Магрифы Ильясовой.
Такова история людей из Каразирека: но история эта еще недописана.
»
Мой дед тоже из деревни Каразирек. Сама живу в Ташкенте. Было бы интересно узнать о жизни своих предков