Древнейший синодик Новгородского Лисичского монастыря (часть1)


Синодик Лисичского монастыря.


Пригородный новгородский мужской Лисичский монастырь, или монастырь Рождества Пр.Богородицы на Лисьей горке ( на левом берегу Волхова, примерно в 3 км.от существующего ныне Спасского Варлаамо-Хутынского) — один из старейших русских монастырей. Его история, в общих чертах, известна из Новгородских летописей.


Год основания м-ря наверняка не установлен, но в конце 12в. он уже функционировал. Предположительно, постриженником Лисичского м-ря был прп.Варлаам Хутынский. В 1389 году, согл.Новг.летописи, в м-ре была построена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, которая 27 мая 1392 года сгорела. В 1393 году (в 1394г., согл. о.Амвросию Орнатскому(?); тогда же, по-видимому, была построена вторая — во имя св.мученника Димитрия, и в след.году устроен монастырь) взамен сгоревшей в м-ре была построена каменная церковь в то же Имя, которая расписана в 1403 году. Архимандрит Варлаам в 1410г. (в 1408г., согл. о.Амвросию Орнатскому) построил над Св.Вратами церковь во имя прп.Варлаама Хутынского. Потом настоятелем Лисичского м-ря, на протяжении нескольких лет, был св.Евфимий (Лисичский, Вяжицкий). (*)


Далее — в “Истории российской иерархии” о.Амвросия (Орнатского), т.5, стр.16-17: “…До учреждения Духовных Штатов было за монастырем сим 350 душ крестьян и 539 и 1/2 десятин пахотной земли, настоятельство же Игуменское и Архимандритское, по благоразсмотрению Епархиального Архиерея. По Штатам же преобразован в приходскую церковь. В 1781 году марта 31 теплая каменная церковь за ветхостию отдана в Антониев монастырь на устроение ограды, а теперь осталась токмо во имя Рождества Божией Матери, с теплым пределом во имя Св.Иоанна Предтечи. Земли удобной 74 десятины…”.


У архимандрита Макария (Миролюбова), в его “Церковных древностях…” на 1860г., т.1 стр.654 “…Упраздненные церкви в окрестностях Новгорода /…/ Около Торговой стороны /…/ 13) Церковь Рождества Богородицы с пределом ан воротах во имя прп.Варлаама Хутынского в монастыре на Лисьей горе /…/ Следы бывшея Лисичского монастыря, равно и многих других очень заметны по оставшемуся от него кургану…”. Итак, место, где находился Лисичский м-рь, известно дост.точно, но раскопок там не проводилось. Из ценностей, оставшихся после обители, безусловно, главная — его подлинный синодик 14-15вв. (*)


Вообще, из старинных новгородских синодиков сохранились до наших дней считаные единицы: Софийский “писанный с харатейного” (ок. 1540-50гг.), сам Личсичский, синодик Хутынского м-ря (кон.17в., список со старинного), Антониева м-ря (то же самое), Клопского м-ря (1660г., заключающий в себе множество выписок из других новг.синодиков, в т.ч. и очень старых, и из не сохранившихся даже в списках), синодик Рождественской кладбищенской церки “в Никитском заполье” (ок. сер.17в.), Сыркова монастыря (список 1675г., но часть его была скопирована с первого винодика сер.16в.), Троицкой церкви на Рядятине улице (дощечки 1680, Синодики 1673 и 1730г.г.), Архангельского Михайловского Двинского м-ря (1700г.).


Поскольку во время основания всех перечисленных обителей новг.монастыри были “родовые” (ктиторские), — из синодиков можно почерпнуть бесценную генеалогическую информацию, относящуюся к годам, когда никаких родословных не велось (**).



У синодика Лисичского м-ря, старейшего из сохранившихся на сегодняшний день в подлиннике новгородских синодиков — странная и причудливая судьба. Начало его написания следует отнести к концу 14 столетия, окончание — примерно к 50-м годам 15 века. До момента ликвидации Лисичского монастыря он не находился в его стенах. Считается, что в течение примерно 50 лет, до 1670г., он хранился в ближайшем к нему Спасском Варлаамо-Хутынском монастыре, а затем — с Новгородском Кремле, во Владычных палатах. Далее синодик, вместе с несколькими десятками старейших рукописных книг из пригородных новгородских монастырей и из т.н. “Софийской библиотеки”, был перевезен из Великого Новгорода в Москву, на Печатный двор (1679г.). После переноса столицы он оказался в Санкт-Петербурге, в Синодальном Архиве. Из рукописного собрания архива Правительствующего Синода его путь пролег в Рукописное собрание Императорской публичной библиотеки; оттуда (еще до революции) — в Румянцевский музей книги в г.Москву. И, наконец, из него в 1939 году, наряду с другими ценнейшими памятниками русской письменности — в ЦГАДА СССР (ныне РГАДА), где и вошел в состав фонда 381 (Рукописное собрание Синодальной типографии).



Краткий “паспорт” синодика (см. в “Каталог славянских рукописных книг 11- 14 вв., хранящихся в ЦГАДА СССР”, сост.О.А.Князевская, Н.С.Коваль и др., Москва, 1988г.):


“Синодик кон.14в. (?) (л.1-81, 90-155), 15 в. (л.82-89), древнерус. 8* (14х10,5), 155 лист. На многих местах отдельные слова затерты, читаются трудно. Пергамент 1-81, 90-155, бумага 82-89.


Филигрань — голова быка (т.б.Лихачев №3501-1447г.)


Шрифт — Устав и полуустав нескольких почерков.


Переплет 15в. — доски в коже, половина верхней доски утрачена, кожа отстала от доски. На верхней доске отверстия от 3 жуковин, на нижней — от 5, застежка утрачена.


Украшения — заголовки чернильный контур, подкраска киноварью.


Записи — на л.1 — устав(*) 14-15вв. “…………..”, ниже затертая надпись полууставом(*) 15в.


на л.2 — скорописью 17в., мелко: “книга Лис..я м-ря”


на нижнем поле л.5об.-6 : “Григорий чернецъ …” (конец затерт)


на л.44 — затертая надпись полууставом


на л.154 об. — скорописью 17в. “ФI те(т)iрате (и). /…/ (я намерено пропускаю


описание содержания синодика, приведенное в “Каталоге…” по причине его неполноты; далее я дам свое описание, выделив в нем курсивом разделы, указанные и в “Каталоге…”.


Надписи — на 1 листе обл. помета Аф.Скиады (14в.), сзади на доске — помета В.Ундольского “155 лист”.” (сразу замечу: на задней доске мелкими цифрами есть еще одна надпись: “165 листов” — след., 10 листов были утрачены).



Теперь — мои собственные впечатления от книги. Несмотря на более чем преклонный возраст, синодик в прекрасном состоянии. Пергамент только местами аккуратно зашит в местах повреждений, текст записей выцвел лишь на первой станице и кое-где — по нижнему краю (вероятно, места соприкасались с влагой). Переплет практ.цел, деревянная обтянутая кожей обложка сзади также (есть трещина в дерев.пластине, но ее держит кожаная обтяжка), впереди дерев.пластина обложки расколота пополам и нижняя ее чать, соотв. и ее кожаная обтяжка — утрачены). Теперь — о ценности документа для изучения генеалогии боярских родов Великого Новгорода. Я считаю, что она огромна. Синодик начат и окончен в “домосковское” время, в середине 15в. И списки о поминовении членов боярских родов, записанные под диктовку самих бояр и житиих, (а не “по памяти новыми владельцами”, как новгородские писцовые книги после боярского вывода) — для генеалога и есть посланная через века “истина в последней инстанции”. Вот только эти послания не всегда легко расшифровать. Но об этом — после выдержек из самого текста.


И, наконец, еще несколько “вводных” строк.


Синодик был атрибутирован в СПб в 1888г. (по недоразумению, в современной, используемой ныне описи ф.381 РГАДА, он записан как “синодик неизвестного новгородского монастыря”. Кстати, атрибутировать его несложно и самостоятельно. На второй странице указано, что это — “ВСЕДЕ / ННИКЪ / СТЫЯ БдЦА / ЧсТНАГО ЕЯ / РЖсТВА….”; монастырей Рождества Богородицы в Великом было два: Десятинный в Загородском конце и на Лисичьей горке. Практ.все вкладчики и поминаемые в Синодики (разумеется, поддающиеся определению) — “плотничане”; кроме того, даже сейчас еще можно разобрать остатки надписи 17в. “Л(и)сья мря” на 2 его листе. Время начала и окончания написания синодика также можно установить, причем даже несколькими способами. Самый, на мой взгляд, надежный способ — ориентироваться на имена последних поминаемых в синодике Новгородских архиепископов. (***) Последнее имя, написанное тем же уставом, что и имена первых архиепископов (с раскрашенной киноварью первой буквой) — “Алексий”. Значит, на момент начала написания книги архиепископ Алексий уже уже преставился. Известно, что Владыка Алексий преставился в 1390 году. Следующий за ним Владыка Иов был изгнан новгородцами в 1392 году. Значит, начато написание синодика в интервале с 1390 до 1392 года. Далее на листе 3 — 2 колонка следуют 3 полустертых имени (без киновари, нижнее наведено и плохо видно “Лар..?..на”. На стр.3-об. в 1 колонке — имена архиепископов, написанные разными почерками, и уже — или полууставом или скорописью, без киновари (“…АРХИЕППА ЕУ / ФИМИЯ / Харитона / Алексиа / Архиеппа ЕОУ / ФИМИА…”). Ясно, что эти дописки производились в годы дальнейшего заполнения синодика, и последние записи вносились в него в годы архиепископства св.Евфимия Вяжицкого, либо после его преставления (1458г.) — при следующем (еще живом) архиепископе. То есть, крайняя даты окончания написания синодика — 1458 год .


Вообще-то, практика составления синодиков окончательно сложилась на Руси несколько позже времени написания этого синодика — в 16-нач.17в.в. Синодик Лисичского м-ря, кстати, и включает в себе некоторые нехарактерные для классического синодика разделы — “За здравие”, описание вклада одного посадника и условий, на которых вклад был дан. В остальном это — вполне классический “помянник”, начинающийся молитвой писавшего монаха “Помилуй мя грешного Пумина…”, и далее — записи родов, расположенные по их степени важности “Царей и Цариц” (всех сразу, без имен — Новгород мог тогда себе такое позволить!), Архиепископов Новгородских (их, разумеется, поименно), Архимандритов Новгородских (=Юрьевского м-ря) (поименно также), а далее — 1 рода (вероятно, ктиторского?), затем — монахов этого монастыря, в нем похороненных, затем новгородских бояр, и далее “валовый список”. Примерно с первой 1/3 книги записи идут не в “иерархическом”, а в хронологическом порядке. В конволюте — вновь “иерархия”, и указаны названия родов (л.82 — Михаила Медовника, л.82об. — Офимьи Есипа Горошкова, л.83 — Варлама Лисичника, л.84 — инока Мантурия, 85об. — Деонисия Стараго, л.86ою — священноинока Иоакима, л.87 — посадника Офонасия Остафьевича и его жены Марьи), дальше — опять разнобой. Дальше — в самом конце пергаментной части синодика — еще несколько названий родов (л.147об. — род Стосырева, л.151 — Дмитрия Подвойского, л.153 — Онисима Воронка, л.154 — игумена Дософея, л.154об. — Елизаров род, 155л. — род Грибановых). Как видно, фамилий в синодике указано сравн.немного, остальные же поминаемые разделяются (иногда, дост.умозрительно) на группы строками вроде “Господи помяни душа рабъ (рабъонь) своих ….” или “А се род ….” (опять таки без фамилии). Это совершенно закономерно — в 15в. на Руси фамилий практ.еще и не было.


Некоторые листы конволюта, вероятно, сшиты не в том порядке (см.далее).


Некоторые имена поминаемых зачеркнуты, есть (заранее) пропущенные места, и есть поздние дописки не только в конце поминаемого рода, но и в середине (анализ — также после текста).


Еще любопытный момент: когда синодик начинался, он явно планировался как “раздельный” — в первой половине “валового списка” только мужские, во второй — только женские имена. Соблюдать этот порядок писавшие синодик смогли недолго — спустя 15-20 страниц как в первой, так во второй половинах начались приписки вновь умерших родственников другого пола на полях, между строк, а спустя еще листов 5-6 — уже полный “разнобой”, вплоть до чередования хронологических записей о умерших и записей о поминовении родов.


Судя по почеркам, в написании участвовало, как минимум, 6 писцов — 2 начинавших писать синодик (полууставом, с красными буквами; первого писца звали “инок Пумин”), еще 3 дописывавших рода (разные почерка, один из них — “чернец Григорий”) и еще один — писавший конволют.


Анализу, как мне кажется, реально поддается лишь около 1/5 синодика. Остальное — валовый список поминаемых имен мирян, либо имена иконов (инокинь) и схимников (схимниц). Потому ниже я привожу лишь те части синодика, которые поддаются оценке; по остальным же — даю только “рамочное описание”. Итак,



Синодик монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы на Лисичьей горке кон.14-сер.15вв. (РГАДА, ф.381 оп.1 кн.141, сейф)



(стр.1, столп 1) “Гспди Исусе Хрсте сне / Бож поми / луй мя гре /шнаго Пу / мина / Помяни Г / ди живуща / го …? … (выцвело 2 строки нижние левого столбца)


(2 столп выцвел и расплылся весь)


(стр.1 об., столп 1) А се …?… (выцвело 1 слово) здравью / Игнатья / ..?..пептелия / Василисты / Федосья / Андрея вж / Настасьи …


(и т.д. — до конца 2 стр.)


(стр.2 оба столпа — продолжение “здравия”)


(стр.2об., 1 столп ) ВСЕДЕ / ННИКЪ / СТЫЯ БдЦА / ЧсТНАГО ЕЯ / РЖсТВА / Помяни ГДИ / дша РабЪ / своихЪ / Правове / рных Цре /И Црицъ … (без имен, до середины 2 столбца)


(2 столп — продолжение “поминания царей”, с 10 строки — новое -) П(о)М(я)НИ ГДИ / ДША РАБЪ / СВОИХЪ


(стр.3 1 столп) Архиеппъ /Новгородь / скыхъ / АКИМА /ЛУКОУ / СТЕФАНА / ФЕОДОРА / ГЕРМАНА / НИКИТЫ / НИФОНТА / АРКАДЬЯ / ИВАНА Иоанна / ГРИГОРЬЯ / С…?…НА /


(2 столп) МАНТУРЬЯ / МИТРОФАНА / АНТОНЬЯ / СПИРИДОНА / КЛИМЕНТА / ДАЛМАТА / ФЕКЛИСТА / ДАВЫДА / ВАСИЛЬЯ / МОИСЕЯ / АЛЕКСИЯ / (далее — записи разными почерками, без киновари) ЛАРИ …?… (2 последние строки 2 столпа выцвели)


(стр.3 об. 1 столп) ЛЕВОНТЬЯ /ПРОЗВИТЕРа / ВАСИЛЬЯ / ВАРЛАМА / АНЬФИМА / МАНТУРЬ / Я ИОНА / СИМЕОНА /АРХИЕП(с)ПА ЕУ /ФИМИА /(далее скорописью 15в.) Харитона / Алексиа / Архиеп(с)па ЕОУ /ФИМИА


(2 столп) (далее — опять уставом 14в.) МИКИТУ КО ..?.. / С(к)МН ДМИТ / РЕЯ ИСАЯ / (и т.д, в т.ч женские имена…)


(стр.4- 4об.) — имена архимандритов Новгородских, список имен уставом оканчивается на Деонисии и Василии, другим почерком и без красных букв дописаны имена Афонасия инока и Федосья инока.


(стр.4об., 2 кол.) ПОМЯНИ Г(д)И РАБА СВОЕГо / …?… (строка выцвела) /ФАТЬЯНА / СИДОРА / ТИМОФИА / ВАСИЛЬЯ / ИВАНА ТИМО / ФИА П(о)СА / ДНИКА НОВГО / РОДСКАГО / АКИНФА / КЮРИЛУ ПО / САДНИКА


(стр.5 1 кол.) ПАХОМИЯ / ЕСИФА / МАТФЕА / ТЫСЯЧЬСКО(го) / ВАСИЛИЯ / ОЛФЕРИЯ / ИВАНА Я / КЫМА БО / РИСА. СК(м)Н / АНТОНИА / МИХАИЛА / (дальше — другим почерком) Иоана. Коу / змы ФЕОФИ / ЛАКТА / ЯКОВА /


(2 кол.) р.б. ПАРФЕНИА / ГРИГОРИА / ПЕТРА МЛ(а)ДН(ца) / МЕФОДЬЯ / ВАСИЛИА / ЕСИПА (приписка мелко — “Лукерью млад.”) / СЕРГЕЯ / СЕРГЕЯ / САВОСТЬЯНА / ИВАНА / ОФРОСИНЬЯ / ЗАХАРЬЯ / ПОЛИНАРЬЮ /


(стр.5 об., 1 кол.; 2 первые строки красные) ПОМЯНИ Г(сп)ДИ Д(у)ША РАБЪ / СВОИХЪ Я / ЖЕ ОКР(е)СТЪ / С(вя)Т(ы)Я Ц(ерк)ВЕ и ВДЧИ (выцвело, ? — неразб.) / ЛЕЖАЩИХЪ / (2 красные сроки) БРАТЬИ Наше(й) / и КАЛУГЕРОВ / АНФИЛОФЬЯ (над срокой скорописью мелко — “лука”) / ИВАНА / КЛИМЕНТИЯ … (внизу страницы мелко, скорописью — “Григорий чернецъ писал …?…”, конец приписки выцвел)


(с 5 об. до 11 об. стр. — валовый список похороненных монахов)


(стр.11об., 1 кол.) ПОМЯНИ Г(оспо)ДИ / Д(у)ША РАБЪ СВОИХЪ / ГРИГОРЬЯ / АННОУ / М(а)РИЮ / ПЛАТОНА … (и дальше валовый список мирян (мужские и женские имена вперемежку)


(стр.16 2 кол., 10 строка) ПОМЯНИ Г(оспо)ДИ Д(у)ШО / РАБА СВОЕГО род / ИСАКА ПОС ..ТДН… / КА (последнее имя затерто, неразб.; два след.имени — киноварью) МАРКУ ЛУКУ / ПАРФЕНЬЯ /


(стр.16об. 1 кол.) АНДРОНА / МИХАЙЛА / СИДОРА / ОСТАФЬЯ / ФИЛИ..?..А (КС? П? — буква выцвела) / МАРКА ЛВА / ДОРОФЕЯ / ИЕВА КЮРИЛУ / АКИМА / ПЕТРА С(к)МН / ДМИТРЕЯ / ВАСИЛЬЯ / ПАФНОТЬЯ / ОНИСИМА иЕР(ея) / ФЕДОРА ЕРЕЯ / СЕМЕНА ЕРЕЯ / КУЗМУ МИ / ХАИЛУ / ИВАНА / КОНДРАТА /


(2 кол.) ГАВРИЛА / СЕМЕНА /ФЕОДОРА / ЛУКИАНА / ИВАНА ОЛЕКС / ЕА АНДРЕЯНА / ГРИГОРИЯ / МОИСИЯ ЕРЕЯ / ТЕРЕНТИЯ / СК(и)МНИКЫ / ПЕРФУРЬЯ / ИОАНА / СИДОРА / ТАРАСЬЯ / ИЕЛЕЗАРА / А..ФАНАСьЯ /НИЛА / (далее — разные почерка) ГРИГОРИЯ /ПР(о)ЗВИТ(е) / РА. АРТЕ / МИЯ ПРЕ / ЗВИТЕРА / ИВАНА ПРОЗВИ / ТЕРА ФЕДОРА / ТРОФИМА / АНТОНИА / ИОАНА. ЯКОВА / ФЕОДОРЫ / АННЫ МАРТЕМЬЯНЫ (последняя строка расплылась) …


(стр.17 1 кол. и далее — другой почерк) ПАВЛА / ФЕДОРА / КУРИЛА / … ( и т.д. — вероятно, опять “валовый список”)


(стр.17об. 1 кол.) — КН(я)ЗЯ СЕМЕНА СКИМНИКА (дальше опять просто имена) …


(2 кол., 3 строка) — УСОПШАГО Е / РМОЛОУ / … (дальше опять “валовый список”),


(стр.31, 2 кол., 7 строка) П(о)М(я)НИ Г(осподи)ДИ / Д(у)ША ОУМЕРШИХ / РАБЪ СВОИХЪ / ЗАХАРЬЮ О / НДРЕЯНАЯ / КЛИМЕНТЕЯ / (дальше — скоропись 15в.) Иоана Григо / риа … ( со стр.31 об — снова устав, с киноварью , прежним почерком — вероятно, опять “валовый список” или др.род)


(стр.32, 1 кол., 12 строка) ПОМ(я)НИ Г(оспо)ДИ / Д(у)ШЮ РАБЪ /


(стр.32, 2 кол.) СВОИХЪ / КСЕНОФОНТА / ФЕДОРА / ИВАНА / ОНСИФОРА / АФАНАСИА / АЛЕКСАНДРА / ГЕОРЬ..?..Я / СЕРГЕЯ / ПЕТРА / ГРИГОРИЯ / ОНДРИЯНА / КУЗМА /


(стр.32 об., 1 кол. — 1 строка выцвела, но размер букв был как при скорописи; следующие имена — или валовый список, или др.род, или продолжение рода Ксенофонта? ) … / ТАРАСИЯ / МИНУ ВАСИЛ(и)Я / МИХАИЛУ / МАТФЕЯ / АРСЕНИЯ / МИХАЙЛА / ДИОНИСИЯ / КОНДРАТ(ия) / ГЕОРГИЯ / ТИТА / СЕРГЕЯ / МАРТИНА


(2 кол. — над 1 строкой скорописью) — Пмни Гпди (и дальше в строке уставом) / МИХАИЛА / ДЕМЕНТИА / ГРИГОРИЯ / ИОАНА / ЯКОВА / АЛЕКСАНДРА / РОДИВОНА / АНТОНИА / СОФОНТИЯ / ИОАНА / ЛУКУ / ФЕДОРА / ДМИТРИЯ / ЕМЕЛЬЯНА (все слово красным) / …?… (еще какое-то имя дописано под строкой скорописью, но буквы выцвели)


(стр.33, 1 кол. — опять устав 14в. — вероятно, не продолжение предыд.рода; в конце — дописка скорописью “Лоукоу”)


(2 кол. — снова устав) р.б. ОСИФА / МИХАИЛУ / ЕОУФИМЬЯ / ФИЛИКСА / АФОНОСА / МАТФЕЯ / АЗАРЬЮ / ОФОНОСА / МАКСИМА / КЮРИЛУ / ИВАНА (имя зачеркнуто) / КУЗМУ


(стр.33 об., 1 кол.) ГАВРИЛУ / МАТФЕЯ / ИЛьЮ / Д(а)В(и)ДА / ПЕТРА / КЮРИЛУ / … (и далее. “валовый список”?)


(2 кол.) ..?.. (над строкой слово скорописью — выцвело) /ВАСИЛИЯ / ПАВЛА / ГРИГОРИЯ / РОДИВОНА / ФЕРФУРИА / ФИЛИПА / ИВАНА / ПОЛИКАРПА / МИХАИЛА / ДЕМЕНТИА / ЗАХАРЬЯ / ФЕОФИЛИКТА / ИВАНА /


(стр.34об. — устав другого почерка, вероятно, опять “валовый список”,


со стр.34об до 76 — продолжение “валового списка”),


(стр.76, вдоль правого поля вертикаль надпись скорописью — “А се Наоумовъ род и племя”, и в 1 строке) / МАКСИМА / ОКСЕНТЬЯ / ГРИГОРЬЮ / ПАНТЕЛЕЯ / ОУЛЬЯНОУ / ДАНИЛОУ. ИРИ / НЕЮ. ОФОНАСА / МАРФУ. СТЕ / ФАН (..?..). МИКИ / ФОРА. ЛОУТЬЯ / НА. ФЕДОРА. / ЯКОВА.


(стр.76об. — устав другой почерк, без киновари; вероятно, другой род или опять валовый список”) / рд ОЛЕКСЕЯ С(к)МН(ика) / …


(со стр.76об по 77об. — “валовый список”)


(стр.77об., 1 кол.) КНЯЖЬ ФЕДОРО / ВЪ РОД К(о)УБЯ / НЬСКОГО : / КН(я)ЗЯ ВАСИЛЬЯ / ИНОКА КНЯЗЯ /ЮРЬЯ / ГРИГО / РЬЯ КН(я)ЗЯ / ОНДРЕЯ / ОНДРЕЯ / КНЯГИНЮ. / НАСТАСЬЮ И / НОКОУ. КНЯГИНЮ. МАРФУ / ИНОКОУ /


(2 кол.) КН(я)ГИНЮ АНЬНУ ИН(о)КО / ОСТАФЬ / Я С(м)КИ / МИКОУЛУ. СКИМ(к)И / АННОУ. С(м)КИ / ОЛИСЕЯ / ВАСИЛЬЯ / ТИМОФЕЯ / ФЕДОРА СКМН. / ОНТОНЬЮ / СТЕФАНИДУ / ЯКОВА /


(стр.78, 1 кол. — возм., уже лругой род?) МАКСИМА / ФЕДОСЬЮ. МАКСИМА / СМНК ЯКОВА / СМКН ОФОНАСА С(м)КН / ИВАНА СМКИ / МАРЬЮ / АНЬНОУ / ГАВРИЛОУ / ЕРЕА / АННОУ / МЛ(а)Д. НЕЛ… (? — конец слова выцвел) / НА..?.. МЛАД: / ВАСИЛИЯ /


(2 кол.) ПАВЛА / КРЕСТИНОУ / МАНОУЙЛОУ / СТЕПАНА / М(а)РЬЯ / МАВОУРОУ / АНТОНЬЯ СМКН / ИСАКОВЕ ЧЕРНЬЦЕВЫ./ (под строкой , с переходом на поле и потом — поворотом вниз скоропись: “А се род Елевферия”, след 2 строки уставом, все буквы красные) / АРХ(и)М(а)НДР(и)ТА / ФАДДЕЯ / (далее обычный устав, только первая буква красная) АГАФОНИКА / АВРАМА / ОУЛИТЫ / ОНДРЕа. ИЕВА / ИСАЙА / ЛУКОУ/.


(стр.78 об. 1кол., 2 кол. — полуустав, без красных букв — вероятно, опять “валовый список”).


(стр.79-81 — “валовый список”, устав и полуустав, 1 буквы красные).


Поскольку вложенные стр.82-89, судя по почерку, принадлежат к 15в. и должны следовать за стр.155 — выдержки из стр.82-89 я помещу в конце книги (где они, вероятно, ранее и располагались).


Между же стр.81 и 90 по совр.нумерации, по-видимому, была вшита еще одна тетрадь из 10 листов (165-155 =10), которая была утеряна. Вероятно, на каком-то из этих утерянных листов находилась запись, начинающая “жен-скую” часть синодика — после стр.90 поминаются только женские имена.


(стр90, 1 кол.) ПОМ(я)НИ ГДИ ДША / РАБ (выцвело слово, вероятно “своих”?) ЕВ / ИГОНИЮ / МАОУРОУ / М(а)РИЮ /…


(далее только женские имена, валовый список до стр.99).


(стр.99, 1 кол., 10 строка) ПОМ(я)НИ Г(оспо)ДИ Д(у)ША / ОУМЕРШИ(х) РА / БЪОНЬ СВОИХЪ / НАСТАСЬЮ / ОГРУФЕНУ / СКМНЦИ / …


(до стр. 103 только женские имена)


(со стр. 103 до 105 “валовый список”, имена вперемежку)


(со стр. 105 до 112 — опять только женские)


(со стр. 112 опять вперемежку),

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *