84* Небезынтерсно также, кто из новгородцев в 1478 году еще до прихода войска Ивана 111 в Новгороду приезжал к Великому Князю Московскому и “бил ему челом в службу”:
21 октября Лука и Иван Климентьевы
26 октября Григорий Михайлов Тучин
28 октября Андреян Савельев (житий)
10 ноября Григорий Михайлович Совкин (вначале он выступал как “опасчик”
19 ноября Иван Васильев сын Микифорова (сын убитого новгородцами владычного боярина Василия Микифорова Пенкова).
85* Происхождение посадника Ивана Кузьмина зятя Овинова.
Среди историков, занимавшихся родословием новгородских бояр, до недавнего времени по этому вопросу бытовало две версии.
Первая заключается в том, что Иван Кузьмин — сын боярина Кузьмы Семеновича из рода “прусских” боярТвердиславичей.
Вторая — Иван Кузьмин — сын славенского посадника Кузьмы Савелкова. (Несостоятельность ее, на мой взгляд, очевидна. Судя по тому, что практ.все землевладения Ивана Кузьмина находятся в Шелонской пятине, он должен быть “прушанином”, но никак не славенским боярином. Кроме того, Иван Кузьмин Савелков встречает Ивана 111 в составе 2 группы, возглавляемой неревцем Василием Казимиром, в то время как наш Иван Кузьмин — в составе Овиновской группы).
В “Генеалогии новгородских боярских родов” (1994г.) В.Л.Янин выдвигает
третью версию происхождения Ивана Кузьмина. Он производит его не от внука Твердислава Кузьмы Семеновича, а от Кузьмы Берденева (“Ерденева”), внука боярина Анании Васильевича — см. на предыдущей схеме.
На мой взгляд, нет оснований категорично отвергать цепочку “Древнейшей родословной” Кузьминых-Короваевых
(“Кузьма-Семен-Захарий-Кузьма-Твердислав-Михаил-Степан”), производя Ивана Кузьмина от (Кузьмы-Семена-Анания-Василия-Есифа-Захария-Михаила) и т.д.
Кроме того, если бы Иван Кузьмин был сыном “Ерденева”, то, имея родными дядями Михаила и Федора Семеновича Берденевых, он должен был бы где-то совладеть или соседствовать с ними своими боярщинами. Обратимся вновь к Новгородским писцовым книгам.
Владения Кузьминых и Берденевых в основных пятинах
(выделены мной названия погостов, где владеют землями Кузьмины и Берденевы)
Владения Ивана Кузьмина
в Вотской пятине ничего нет;
в Шелонской пятине в погостах Хмерьском — дер.Трубино с деревнями, в погосте Буряжском на р.Шелони, в погосте Сумерьском — деревни над Долгим озером; в Заверяжье — с.Троицкое с деревнями;
в Бежецкой пятине в погосте Никольском Молдинском — дер.Пердунова и др.;
в Обонежской пятине по всей видимости, ничего нет.
Владения Берденевых
в Деревской пятине и две незначит.вотчины в Бельском погосте;
в Вотской пятине деревни в Коситском погосте, в погосте Богородском Дягиленском, в Покровском озерецком, Ястребинском и Богородском Врудском;
в Шелонской пятине в погостах Дремятском, Петровском, Щырском в деревнях “на Псковском рубеже” (Горка Квашенкина, Быстрейково Большое и Малое), в Бельском погосте, погостах Которском на р.Плюсе, Офромеевском (бывший Вустьянский), Жедрицком “на Псковском рубеже” и Ясенском “на Псковском рубеже”, Васильевском на Веряже, в Паозерье и дворы в концах Рогове и Середке посада г.Русы; в Заверяжье — с.Троицкое с деревнями
в Бежецкой пятине ничего нет;
в Обонежской пятине значительные владения.
Таким образом, совпадение названий погостов, где владеют именьями и Иван Кузьмин и бояре Берденевы, происходит только однажды. Это больше похоже на случайность, нежели на закономерность. Такое взаимное расположение имений определенно говорит против того, что Иван Кузьмин — родной племянник Михаила и Федора Семеновичей Берденевых. Вероятно, целесообразно все же остановиться на версии, записанной потомками Ивана Кузьмина в “Древнейшей родословной”.
86* Двинские летописцы
фамилия “Овины” в Двинских летописях ни разу не упоминается, но персоналии из Овиновской росписи фигурируют неоднократно.
87* Другие землевладельцы Двинского края нач.-сер.15в.:
неревский боярин Иван Данилович, который является вкладчиком “Пролога” в 1400г., в Кузьмодемьянскую церковь Козмодемьянской улицы (пос.в 1415г., ум.в 1417г.). У него в 1400г. покупает часть земель в Солонбале, Ижме, Лодме, Уне боярин Василий Федорович (а в 1478г. этими землями владели Есип Андреянов и Иван Захарьевич). Многочисленные “сироты Терпилова погоста” также упоминаются среди двинских землевладельцев начала 15в. Но мы уже решили, что к роду Овиновых они не относятся.
В док-тах начала 15в., относящихся к истории Княж-острова, находим имена известных нам Семена Ночина, Якова Федорова, Аврама Степанова и Михаила Охромеева. В этой связи интересно было бы исследование текстов синодиков Никольского Корельского и Богородице-Княжеостровского монастырей, однако, у меня не было такой возможности.
88* Григорий и Захар Овин в конце 15в. Конечно, это — не отец Захара и Кузьмы, который давно умер и владеть ничем в конце 15в. не мог; равным образом, как и рассматриваемый далее Захар — не Захар Григорьевич Овин, который был убит в 1477г. и не дожил до боярского вывода.
89* Яжелбицкий мир (1456г.) — мир, заключенный в дер.Яжелбицы Деревской пятины между Москвой и Новгородом после поражения новгородского войска под Русой.
90* Имена Овиновых
Имена последних новгородских бояр Овиновых.
1. Имя Захарий и сочетание имен Иван и Захарий.
Дважды в летописях упоминается о постройках Предтеченских храмов членами рода Овиных. Как известно, родителей Иоанна Предтечи звали Захарий и Елизавета. Т.о., очень может быть, что небесным покровителем пос.Ивана Захарьевича (как первого, жившего в конце 12-го, так и второго, жившего в середине 14в. и третьего в конце 15-го) являлся Иоанн Предтеча, также сын Захарии (разумеется, нельзя утверждать, что первые двое Иванов Захарьевичей и последний — И.З.Овинов — родственники. Но и исключать такую вероятность мы не имеем права). Еще, исходя из логики связи имен, можно предположить, что в роду Овиных должно присутствовать женское имя “Елизавета”. И, поскольку круг имен “Захарий-Иоанн-Елизавета” вращается вокруг крещения (духовного рождения) Иисуса Христа — можно ожидать присутствие в роде имен лиц, связанных и с физическим Его рождением: “Симеон” (Богоприимец), “Иосиф” (Обручник), Иаков (Апостол, брат Господен во плоти). И эти предположения в процессе восстановлении родословной Овиных полностью подтверждаются! Нам остается только удивляться, насколько осмысленно выбирались на Руси в позднем средневековье имена для детей.
Неоднократно встречается в роду как предков, так и потомков Овиных имя Иосиф (Осип, Есип, Есиф).
2.. Иосиф, в просторечии Осип, Есиф (приумножить, приумножительный (евр.). Праздн. на день 70-ти апостолов 4янв. (тогда же память другого из собора 70-ти апостолов — апостола Симеона!), 2 мая (19апр.), 16 (3)ноября, 2 декабря(16ноября). Пока просто замечу, что в тот же день, когда поминается Иосиф Обручник (10янв.(28дек.)), поминаются и муч.Иаков и Стефан.
У Овиных Иосиф — отец Шепели Есифовича, а у Овиновых Иосиф — первый поминаемый в Кормовом синодике ТСЛ, вслед за выведенными бывшими новгородскими боярами.
В реконструкции росписи Овиных нам бы помогло знание крестильного или другого обиходного имени Шепели Есифовича и/или отчества его отца Есифа. К сожалению, имя Шепели нигде не упоминается в контексте с именами др.бояр. Поэтому, совместить Шепелю с Фомой Есифовичем, или с Патрикеем Есифовичем, или с каким-либо другим Есифовичем — мы можем только бездоказательно
В “параллельном” Твердиславичам роде, у Павшиничей, встречается множество Есифов. У Твердиславичей Есифов нет, зато через поколение встреч. два Стефана. Следуя той же логиче, что и ранее, можно предположить наличие у одного или обоих этих Стефанов второго имени “Иосиф” (либо наоборот — у Иосифов” — имени “Стефан”).
Это четвертое “родовое” имя пока ничем не может помочь нам в реконструкции родословной росписи Овиновых; но оно очень поможет нам при реконструкции росписи рода дворян Авиновых.
3. “Кузьма” — тоже одно из “родовых” имен у Овиных. Наиболее вероятно, что это имя давалось в честь старшего из двух святых бессеребренников-целителей Козьмы и Демьяна. Бросаются в глаза неоднократные сочетания, как на географической карте, так и при описании разл.событий, фамилии Овиных и Кузьмодемьнских храмов:
— Овины — жители Кузьмодемьянской улицы в Новгороде (св.Козьма был “уличанским” небесным покровителем жителей Кузьмодемьянской улицы? Или мы имеем дело со случаем поклонения Козьме и Демьяну как покровителям торговли? Целителям? — Бог весть).
— В Галиче на земле боярина Овина располагался монастырь и слобода “Космодамиан” (монастырь просуществовал недолго, но от него осталась совр.Кузьмодемьянская цладбищенская церковь. Слобода же упоминается в док-тах вплоть до 18в.).
— Невдалеке от древнего Бежецка (вблизи совр.г.г.Кашин, Углич) соседствуют на карте названия “Шепели”, “Кузьмодемьянское” и “Григорово”.
Имена первых служилых людей 16в. Овиновых.
Вот они: Андрей, Яков, Иосиф, Никита, Афонасий, Иван (Злоба, как и Богдан — конечно, не крестильные имена, а прозвища).
Здесь, как видно, в канву имен бояр Овиновых ложатся только имена Иосиф, Яков, Иван. Поскольку продолжился род потомков Иосифа — для заполнения промежутка с конца 15-го по конец 16-го в.в. анализировать имеет смысл именно эти: Иосиф, Андрей (см. далее в тексте.)
И еще одно имя.
Чтобы не возвращаться больше к “гаданьию над скрытым смыслом имен”, скажу еще об одном, особенном для Овиновых, имени — св.Параскева.
<
илл.36>Икона “Избранные святые” (Псков, Новгород нач.15в.) — Св.Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий
<
илл.36нов.>C
в.Параскева (совр.живописная икона)Вообще, Параскева Пятница — одна из особо почитавшихся в Новгороде святых. Может, не случайно, что спустя несколько столетий, уже давно проживая в Рязанской губернии и состоя в крестьянском сословии, отдаленные потомки бояр Овиных не заключают, в отличие от других крестьян деревни, браков ранее 28 октября — дня памяти Св.Параскевы Пятницы.
Только от старушек Овиновых, живущих в с.Максы (кстати, храм в с.Максы — также во имя св.Параскевы), я узнал о старинном чине празднования памяти св.Параскевы — “ременная”. Но о Максах и обо всем, что с ними связано — во 2 части тома.
91* Бежецкая пятина. Пятина (см.ранее) — территориально-административая единица деления Новгородских земель. Бежичи — древне-русский город 12-17 веков (в 20 км севернее от современного Бежецка). Первое упоминание 1196 г. Центр Бежецкой пятины (иногда и её название). В 14 веке — объект борьбы между Новгородом, Тверью, Москвой; в конце 15 века присоединен к Москве. Позднее село. Бежецк — с 1776 г. город в Тверской губернии на реке Молога.
92* Стан — 1. здесь — мелкая единица территориально-административного деления в Русском государстве до середины 18в; либо — остановка, привал, отдых.
93* Невская битва 1240г.
Одни из самых ранних описаний ее — в “СКАЗАНИИ О ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО”.
(Вскоре после смерти Александра Невского составлено было его “житие”. Автором “жития” являлся современник князя. “Сказание о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского” напечатано по списку XIIIв. в книге “Памятники древней письменности”, изд. Об-ва любителей древней письменности. 1882г. Настоящий перевод с некоторыми сокращениями сделан М. Н. Тихомировым).
“ … Месяца ноября в 23 умер великий князь Александр Ярославич в лето 6771. Расскажем о его подвигах и жизни.
Дурной, грешный и недостойный, начинаю я писать о жизни великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода, потому что я слышал о нем от старших и был свидетелем его жизни. Князь Александр Ярославич рожден от отца благочестивого и нищелюбивого и кроткого, великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Воистину не без божьего повеления было княжение его, ибо княжение Александра Ярославича богом благословенно. Ростом он был выше других людей, голос его звучал, как труба, в народе, а лицо у него было, как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте. Сила же у него была частью силы Самсона, мудрость была у него, как у Соломона. Дал бог ему храбрость царя римского Веспасиана, сына царя Нерона, который завоевал Иудейскую землю.
И вот некто от западных стран, от тех, кто называются слугами божиими пришел, желая видеть дивный облик его; как в древности царица южская приходила к царю Соломону узнать премудрость его, так и этот, по имени Андреас, видел князя Александра Ярославича и, возвратившись к своим, сказал: “Прошел страны и народы, и не видел подобного ему ни царя среди царей, ни князя среди князей”.
Слышав о такой храбрости князя Александра Ярославича, король области Римской из северной страны, сказал: “Пойду, завоюю землю Александрову”. И собрал силу великую и наполнил многие корабли своими полками. И пошел с великой силой, пылая духом ратным. И перейдя реку Неву с безумным стремлением, послал своих послов с гордостью ко князю Александру Ярославичу в Новгород Великий. И сказал: “Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, завоюю твою землю”.
Князь же Александр Ярославич, услышав такие слова, разгорелся сердцем вошел в церковь святой Софии и опустился на колени перед алтарем. И кончив молитву, встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Александр Ярославич вышел из церкви, утирая слезы, и начал ободрять свою дружину. И сказал: “Не в силе бог, но в правде”. И пошел на врагов с небольшой дружиной, не дождавшись крупных сил, надеясь на святую Троицу. Жалостно слышать, что отец его Ярослав, славный и грозный, не знал о таком нападении на своего милого сына великого князя Александра Ярославича. И Александр не мог послать весть к своему отцу в город Киев, потому что уже приблизились неприятели, а многие новгородцы с ним не собрались, ибо великий князь поспешил итти в поход. И пришел Александр в воскресный день. И постарался на них напасть в 11 часов дня. И была великая сеча для римлян. И бесчисленное множество их было убито, а самому королю нанес Александр рану в лицо острым своим копьем.
В то время в полку Александра оказалось шесть храбрых и сильных людей, и они смело сражались. Один из них, Гаврила Алексич, наехал на корабль и, увидев королевича, уводимого под руки, въехал по сходням до самого корабля, и побежали перед ним (шведы); и вновь повернувшись, они столкнули его со сходен вместе с конем в море, но божьей благодатью Гаврила был невредим, и снова бился с самим воеводой мужественно посреди полка. Другой же новгородец, по имени Збыслав Якунович, много раз наезжал на врагов, сражаясь одним топорком, не имея страха в своем сердце, и много погибло от топорка его, и подивился князь Александр Ярославич силе и храбрости его. Третий же Яков, родом из Полоцка, был ловчим у князя. Этот наехал на врагов с мечом и сражался мужественно, и похвалил его князь. Четвертый новгородец, по имени Миша, пеший вместе со своей дружиной уничтожил три корабля римлян. Пятый из незнатных людей, по имени Сава, наехал на великий златоверхий шатер короля и подсек шатерный столб. Полки же великого князя Александра Ярославича увидев падение шатра, возрадовались о его падении. Шестой из княжеских слуг, по имени Ратмир, был пешим. Многие враги его окружили, от многих ран он пал и скончался. Все это слышал я от господина своего князя Александра Ярославича и от других, которые участвовали в той битве. …” и т.д.
94* Родословная потомков Терентия Мишинича
Этот вопрос не имеет прямого отношения к теме книги, тем не менее, по нему необходима краткая справка.
Родословная “старших” Мишиничей подробно исследована многими историками, записана во многих родословцах.
В начале родословной каждой из происходящих от Михаила Мишинича фамилии неизменно утверждается о выезде предка из Прусской земли: “…Немец из Прусския земли Миша Прушанин приеха с сыном Терентием к Александру Невскому в Новгород /…/ за Невскую битву пожалован в бояре…” (княжеские?).
Однако, как видно из летописей, Миша общался еще с отцом Александра и, вероятно, был его, а не Невского, ровесником. Ниже я приведу примерную схему начальной части родословной потомков Терентия Мишинича.
<
Схема113>И, исходя из истории постройки Вознесенской церкви на Прусской улице, можно предположить:
строитель ее в 6693 году Милонег (Миронег) (НПЛ, стр.34, 223) и легендарный “Миша Новгородец из Прусской земли” (упом.начиная с 6736г.), который первым записан среди строителей Вознесенской церкви — либо одно лицо, либо ближайшие родственники (см. в “Приложения…”, раздел о церкви Вознесения на Прусской улице.
95* Битва при Торжке 1313г.
О событиях 1310-1313г. у А.Нечволодова: “…Между тем, в Орде происходил торг из-за ярлыка на великое княжение; Татары откровенно заявляли, что они дадут его тому, кто больше заплатит, и Михаил (Ярославич, Тверской — прим.) наддал такую цену, что Юрий должен был отказаться. “Отец и брат”,—сказал он Михаилу,—“ты даешь больше: я уступаю, ибо не хочу грабить Русскую Землю”.
По возвращении из Орды, Михаил пошел на Юрия к Москве, но дело до битвы не дошло и поход окончился миром. Затем Михаил послал в Новгород своих наместников, так как Новгородцы, по получении им ярлыка, признали его и своим князем. Спустя три года, Михаил другой раз ходил к Москве со всей силой, был бой, много зла сотворилось, но город не был взят, и Михаил возвратился ни с чем.
В 1313 году, в Орде воцарился новый хан Узбек, и Михаил лоспешил в Орду, так как от новаго хана надлежало брать новый ярлык на великое княжение. Этим воспользовались новгородцы, которым давно были не по сердцу Тверские наместники; они изгнали их и послали сказать Юрию, что зовут его к себе. Юрий согласился, но вскоре от Узбека пришло требование, чтобы он немедленно прибыл в Орду. Оставив в Новгороде брата Афанасия, Юрий поспешил в Орду, а тем временем из Орды прибыл Михаил с Татарской ратью, чтобы наказать Новгородцев за измену. Новгородцы вышли к Торжку, но потерпели страшнейшее поражение и получили мир, давши за себя выкуп в 50.000 гривен серебра, при чем кремль в Торжке был срыт до основания.
Несмотря, однако, на этот мир и страшнейшее поражение, в следующем же 1316 году, Новгородцы опять изгнали наместников Михаила, и он снова пошел на них походом; однако, близко подойдя к самому городу, он не имел успеха, так как войска его, заблудившись по лесам и болотам, стали погибать от голоду и едва вернулись домой…”.
96* Сражение со Шведами на Ижоре 1347г.
У А.Нечволодова : “…У Новгорода тоже возобновилась борьба со Шведами. Шведский король Магнус возымел странную мысль — идти крестовым походом на Новгород, для обращения в Латинство русских язычников, для чего, собрав в налог десятую часть дохода всех жителей, выступил в 1341 году в поход; он вошел в Неву и отправил послов в Новгород, которые объявили на вече от его имени: “Пришлите на съезд своих философов, а я пришлю своих, пусть они поговорят о вере; хочу узнать, какая вера будет лучше: если ваша будет лучше, то я иду в вашу веру, если же наша лучше, то ступайте в нашу веру и будем все, как один человек; если же не хотите соединиться с нами, то иду на вас со всей моею силою”.
Новгородцы, во главе с владыкой Василием, отвечали: “Если хочешь узнать, какая вера лучше, то пошли в Царьград к патриарху, потому что мы от Греков приняли Православную веру, а с тобой нам нечего спорить о вере; если же тебе есть какая-нибудь от нас обида, то шлем к тебе на съезд” и послали тысяцкаго с боярами. Но Магнус ответил им: “Обиды мне от вас нет никакой; ступайте в мою веру, а не пойдете, то я иду на вас со всей моей силою”, и, отпустивши послов, осадил Орешек, при чем всем, попадавшим в руки Русским велел брить бороды, и потом перекрещивал их в Латинство.
“Но Русские скоро показали, что у них бороды опять выросли”,— уныло говорит Шведский летописец. Хотя Магнусу и удалось овладеть Орешком, но Новгородцы на следующий год взяли его обратно, затем подошли к Выборгу, разбили вышедших им навстречу Шведов и заключили выгодный миръ. Во время этого похода Псков, за содействие Новгоророду, был пожалован младшим братом Новгороду, при чем было определено: посаднику Новгородскому во Пскове не сидеть…”. Последнее сражение этой войны как раз и было 1347 года на Ижоре, см. в тексте.
97* “побоище … межи Гринвальдем и Остродом”.
“…ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА — решающее сражение т. н. Великой войны 1409—1411гг., в котором польско-русско-литовские войска 15 июля 1410г. разгромили вооруженные силы Тевтонского ордена. 3 июля армия под командой польского короля Владислава II Ягелло и великого князя литовского Витовта выступила из района Черновиньска на Висле в направление столицы ордена — Мариенбурга (Мальборк) и встретилась с главными его силами под командой великого магистра Ульриха Юнгингена у д. Грюнвальд. Войско ордена (27 тыс., главным образом конница) состояло из немецких, французских и прочих рыцарей и отрядов наемников (швейцарцы, англичане и др.), всего 51 “знамя”. Союзная армия (32 тыс.) включала польские, литовские, русские (в т. ч. украинцы и белорусы), валашские, чешско-моравские, венгерские и татарские отряды, всего 91 хоругвь. Войска Ордена были лучше вооружены и обучены, но союзники, часть войск которых состояла из крестьян, превосходили их в моральном отношении, т. к. сражались за свою независимость. Союзники построились в 3 линии на фронте в 2 км южнее Танненберга (Стембарка) до Людвигсдорфа (Людвигово), имея на правом крыле 40 литовско-русских хоругвей под командой Витовта и на левом крыле — 42 польских, 7 русских и 2 чешских хоругви коронного маршала Збигнева из Бжезя. На правом фланге союзников стояла татарская конница. Крестоносцы сначала построились в 3 линии. Но чтобы расширить фронт до 2,5 км, крестоносцы перестроились затем в 2 линии между Грюнвальдом и Танненбергом. Правым крылом (20 “знамен”) командовал Лихтенштейн, левым (15 “знамен”) — Валенрод. Во 2-й линии находился резерв (16 “знамен”) под командованием самого магистра. Впереди располагались отряд арбалетчиков и бомбарды.
рисунок
Битва началась залпом орденских бомбард, который не причинил вреда. Татарская конница и 1-я линия войск Витовта атаковали левый фланг крестоносцев, но были опрокинуты контратакой рыцарей Валенрода. В бой вступили 2-я и 3-я линии войск Витовта, но немцы отбросили их и начали преследование. Три смоленских полка под командой князя Семена (Лунгвения) Ольгердовича остались на поле боя и сковали часть сил Валенрода. Один из этих полков был изрублен полностью, два других пробились к флангу поляков. Польские хоругви перешли в наступление и прорвали фронт Лихтенштейна. Атака отрядов Валенрода, вернувшихся после преследования литовцев, была отбита. Отряды Лихтенштейна были окружены. Тогда великий магистр лично повел в бой свой резерв, но Владислав бросил ему навстречу свою 3-ю линию, которую поддержали возвратившиеся, на поле боя хоругви Витовта. Крестоносцы были окружены и большая часть их перебита. В бою погибли руководители Ордена во главе с Ульрихом фон Юнгингеном. Высокое мужество войск и полководческое искусство Витовта и Владислава в Г. б. нанесли Тевтонскому ордену смертельный удар, после которого он уже никогда больше не смог оправиться. Агрессия рыцарей на восток была остановлена” (см. Славянская энциклопедия, 1 том, стр.342).
рисунок
98* “…Местеря, маршалка и кундуры” (искаж.) — винит.падеж от слов: гроссмейстер (Ордена), маршал и комтуры. Высшие чины в военной иерархии Тевтонского Ордена.
99* Охабень (в крепости), (устар.) — ограда, стена, укрепление. “Три охабня” — т.е. три кольца стен, укреплений.
100* Пенязь — денежная единица, имевшая хождение в землях Западной Европы и Тевтонского Ордена.
101* Кондак — краткая песня во славу Христа, Богородицы или кого-либо из святых Православной церкви; церковный гимн.
102* “облик ангельский” — в данном случае, вероятно, приняв схиму, ибо монахом он уже и так уже был.
103* Меженина (устар.) — неурожай, голод.
104* Городище — старинное село, пригород Новгорода Великого. Совр.Городище – село в 2-х км южнее Новгорода (так называемое Рюриково городище). В 9 – 10 веках торгово — ремесленное поселение; возможно, место первого поселения новгородцев — тот самый первый “Старый город”, для отличия от которого после переноса местонахожд. города — “Новый город”. С 12 века Городище известно как постоянная княжеская резиденция.
105* Корабленик (устар.) — слиток золота, либо: крупная новгородская денежная единица, мера веса золота, либо (в первом своем значении) – древняя английская и французская монета, с знаком розы и корабля.
106* “…постав сукна Ипского…”. Постав — мера ткани.
1. ткань р-ром 10 локтей Х 2 локтя. 2. (в широком смысле) — целая штука, конец, трубка ткани, снятая со станка. Ипского (устар.) — голландского, производства Ипернских фабрик.
107* “…рублев на Новгороцкую”. Новгородский рубль -денежная единица (с 13в. до конца 15в.), равнялась двум московским рублям.
108* Зуб рыбей (устар.) — моржовый клык.
109* “…за приставом” (Великого Князя) — в сопровождении чиновника Великого Князя либо под конвоем.
110* Король — Король Польский и Великий Князь Литовский Казимир IY.
111* “…на Шелони, …изнимани”
Река Шелонь на Северо-Западе России; впадает в озеро Ильмень. 14.7.1471 г., сост.сражение на левом берегу реки Шелонь в ходе московско-новгородской войны. Завершилась разгромом новгородских войск (от 20 до 40 тыс. человек; свыше 12 тыс. убитых и 2 тыс. пленных). Московской армией (5 тыс. чел.) командовал князь Даниил Холмский. Предопределила ликвидацию политической самостоятельности Новгородской республики. Изнимали (старорусск.) — поймали, взяли в плен
112* …лучшие люди (лучшие из посадских, из городского населения). Люди делились на лучших, средних, молодших, исхудалых и бобылей. Сообразно зажиточности плательщиков податей определялось и число дворов, входивших в соху.
Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). Позже, в 1775г., посадские разделены на купечество и мещан.
113* Оброчные деревни — деревни, платящие оброк феодалу.
114* Збор — один из пригородов Новгорода Великого.
115* Тяглые дворы (от слова “тянуть”) — дворы, обложенные разл.налогами и повинностями.
116* Алтын — мелкая денежная единица (серебро), равнялась шести денгам или трем копейкам.Денга = пол-копейки или 1/200 новг.рубля.
117* Сажень — единица измерения длины. Простая с. равнялась примерно 1,5м.
118* Лука Матьигорская. Лука — устье реки. Матьигорская лука — та часть устья реки, которая расп. у Матьих гор (в устье Двины).
119* Столбец (родословный или др.) — разновидность документа по способу его оформлению: шириной “в четверть” одной страницей, высотой — в зависимости от разм. документа. Хранились с. либо в “складне”, т.е — сложенные несколько раз по высоте, либо свернутые в трубку в виде свитка. По мере старения бумаги или пергамента (харатейные свитки) с. вновь переписывались, но оригинал не уничтожался. В рез-те пожаров времен “Московского и Коломенского разорения” и Отечественной войны 1812г. в оригинале до наших дней дошли с. сер.16 века и более позднего времени; остальные — лишь в списках.
Отсюда : “столбовые дворяне” — т.е. те, о службах которых было записано еще в столбцах.
120* Вероятно, год смерти указан в росписи ошибочно, т.к. его владения описаны в писцовых книгах 1495-1500г.г. (дожил до 1489г. – года “боярского вывода”). Более того, он после “вывода”, вероятно, какое-то время жил в Москве и умер ок.1511-12г.г., что можно предположить на осн.записей во Вкладной книге Троице-Сергиева м-ря.
121* Выморочный, выморный (дом, двор или др.) — не имеющий хозяина.
122* Келарь — монах, зав. хозяйственными делами монастыря.
123* Рухлядь (устар.). В широком смысле слова — добро, пожитки, имущество. В узком смысле — все мягкое добро (домашняя, верхняя одежда, меха, ткани в отрезах, и пр.). Лучшая рухлядь — кожа, меха, пушнина, пушной товар (“скора” она же скара, скра).
124* Ризные книги — книги, в которых записаны предметы, одеяния и драгоценности, хранящиеся в ризнице.
125* Подзаразная мельница (от слов “разразиться”, “заразиться” (устар.) — разбиться, упасть с высоты) — водяная мельница, приводимая в действие падающей с высоты водой.
126* В “Ономастиконе” Веселовского – Иван Захарьев Овинов – писец (уже в Москве) в 1511г., умер в 1517г. Поскольку этот Иван Захарьин – не сын Захария Григорьевича (ум.ок.1480г.? 1489г.?), вероятно, он — — сын его сына Захария Захарьевича.
127* Разумеется, не о Борисе Захаровиче, а о каком-то др.Борисе Овинове написано в писцовой книге Деревской пятины 1495 года: “…Волость Великого Князя Лопастицы, бывала Пречистыя Аркажова монастыря ныне за Ондреем, Федором, Иваном,