«
Н.И.Юртаев
г.Барнаул, Региональная образовательная сеть Алтая
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
«»ГЕНЕАЛОГИЯ СЕМЬИ»»
Методической службой Региональной образовательной
сети Алтая подготовлен и апробирован телекоммуникационный проект
для школьников «»ГЕНЕАЛОГИЯ СЕМЬИ»».
Название: Генеалогия семьи.
Продолжительность:12 недель.
Время проведения: 4 недели
Участники: Учащиеся 5-6 кл., (7-9 кл., 10-11 кл.)
Желательно проведение проекта на базе факультатива
или кружка по истории или по информатике.
Педагогические цели проекта:
- освоение методов поиска и сбора исторических
сведений;
- освоение терминов и понятий вспомогательных исторических
дисциплин;
- знакомство с прошлым своей семьи, получение представлений
о закономерностях развития общественных явлений;
- стимуляция познавательной активности школьников
в области исторических знаний;
- формирование интереса к истории края и семьи;
- формирование умений анализировать фактический
материал;
- освоение и закрепление навыков письменной речи;
- формирование умений и закрепление навыков оформления
письменных работ (составление таблиц, диаграмм, графиков);
- воспитание уважения к деятельности прошлых поколений.
Базовые умения и навыки учащихся:
- работа с текстовым и графическим редакторами,
- знание основ компьютерной коммуникации.
Описание проекта:
После знакомства с основами генеалогии, усвоения
основных понятий, законов, терминов учащиеся приступают к сбору
информации о прошлом своей семьи. По мере накопления, сведения
оформляются в виде генеалогических таблиц различного вида и росписей.
На каждом этапе осуществления проекта производится
обмен письмами между работающими группами (из которых 7-9 пишутся
учениками). Если корни семей уходят в другие города-партнеры,
то работающим в них группам дается задание на сбор недостающей
информации.
В процессе сбора данных обсуждаются возникающие проблемы,
информация анализируется. Планируется выступление каждого ученика
перед классом и предоставление лучших работ на электронную конференцию.
Анализом проделанной работы выявляются закономерности исторического
развития различных поколений в масштабах страны, находится общее
и выделяется особенное, доказывается неразрывность существования
и деятельности каждой личности от процессов происходящих в обществе,
воспитывается уважение к жизненному пути предков, гордость за
свою семью.
Процесс работы желательно отражать в стенной газете
(или другим возможным образом). По итогам исследования может быть
выпущена специальная стенгазета (подборка печатных материалов)
с образцами самых интересных работ, образцы переписки учащихся,
результаты анализов и выводы.
Для проведению проекта подготовлены следующие материалы:
- Изложение теоретических основ генеалогии с рекомендациями
по сбору и оформлению необходимых сведений.
- План занятий кружка, с примерной тематикой писем.
- Образцы для заполнения: таблицы, диаграммы, рисунки,
карточки.
В том числе, рисунки
- Восходящее родословное древо А.С. Пушкина.
- Нисходящее родословное древо.
- Родословная таблица.
- Горизонтальная таблица.
- Круговая диаграмма.
- Модель родословного дерева (к закону убывания
предков),
а также таблица для заполнения и карточки.